Тайны авиазакулисья

Вы можете быть частым авиапассажиром, выучить наизусть все процедуры до и после полёта и знать схему расположения терминалов как свои пять пальцев. Но миллион вещей в аэропорту скрыт от ваших глаз либо остаётся на виду, но мало кем замечается. Рассекричваем некоторые тайны аэропортного закулисья.

Как на самом деле проверяют пассажиров

На территории аэропорта вы практически всё время находитесь «под колпаком»: за вами незаметно следят камеры, которых здесь полным-полно, и специалисты по безопасности.
Во-первых, есть сотрудники ФСБ, которые «ведут» подозрительного человека с момента его прибытия. Нередко они заранее получают по своим каналам информацию, когда должен появиться потенциально опасный субъект, и раздают его имя и фото сотрудникам на стойках.


Во-вторых, в залах аэропорта работают профайлеры – эксперты-психологи, которые анализируют поведение, мимику, жесты и прочие признаки, выявляя угрозу. Это делается как на расстоянии, так и в личном общении, причём вы даже не заподозрите, что в этот момент вас с пристрастием проверяют. Например, сотрудник таможни, глядя в ваш паспорт и билет, где указан город прибытия, задаёт вопрос «куда летите?», но это не тупость и не рассеянность, а часть строгого профайлинга.


Но и это ещё не всё. Многие аэропорты оснащены современными системами, выявляющими любые состояния человека, от обычного предполётного волнения до наркотического опьянения и агрессии. Кадры видеонаблюдения из зала обрабатывает компьютерная программа, преобразующая малейшие колебания тела человека в цветовые индикаторы: много зелёного – пассажир безопасен, больше красного – повод остановить его для проверки. Заметив тревожные показатели, профайлер у монитора передаёт по рации описание подозрительного лица сотрудникам в зале.



В целом каждый шаг любого человека в аэропорту виден глобальной системе слежения. В скрытом месте на территории аэропорта находится строго секретная комната – единая диспетчерская, где управляют тысячами камер и собирают все данные. При необходимости люди за мониторами узнают о вас всё вплоть до мелочей – что вы съели или выпили, с кем говорили и какую газету купили в полёт.



Если вас в чём-то заподозрят, то проведут по отдельному коридору на спецдосмотр со сканером, который просветит вас буквально насквозь до внутренних органов. Раньше сканеры выдавали ещё и анатомически подробную картинку, но теперь можно не беспокоиться: современные аппараты показывают контролёру только посторонние предметы и прячут ненужные рельефы тела.

Кстати, для сотрудников, включая пилотов и бортпроводников, никакого VIP-прохода в аэропорт не существует, они в порядке общей очереди подвергаются на входе тем же процедурам досмотра (металлоискатель, интроскоп), что и пассажиры.

Куда уезжает на ленте ваш чемодан

Пока вы в ожидании вылета смирно сидите в кресле или неспешно гуляете по магазинам, ваш багаж катается на «американских горках» – огромном конвейере, который занимает помещение лишь немногим меньше зала вылета. В крупных аэропортах протяжённость линий этого «аттракциона» составляет 3 километра!


Сортировка багажа в больших аэропортах полностью автоматизирована: сканеры вдоль линий транспортёра считывают штрих-код, задавая направление чемодана к месту погрузки на рейс. Одновременно система способна распределить багаж на полсотни самолётов. Но она может отправить вашу сумку «не туда», если вы не отклеили мини-стикеры от предыдущего полёта, так что лучше не оставляйте их «на память».

Прежде чем попасть в самолёт, ваш багаж проходит пять уровней контроля безопасности, в том числе его сканирует интроскоп, томограф, проверяет кинолог с собакой.


Подозрительная сумка специальным лифтом доставляется в комнату ручного досмотра со специальными металлическими заграждениями. Приглашаются взрывотехник, сотрудники полиции и службы авиационной безопасности и, конечно, сам пассажир. Лишь в исключительных случаях, когда требуется срочно устранить угрозу, досмотр может быть проведён в его отсутствие.
Если же багаж «чистый», то сотрудники аэропорта подключаются к сортировке только на последнем этапе, загружая его с ленты в телеги или контейнеры.

Погрузка на борт происходит одновременно с посадкой пассажиров, примерно за полчаса до вылета.
Где и как делают самолётную едуПрактически во всех аэропортах мира есть фабрики-кухни. В «Шереметьево», например, готовят питание сразу для 50 авиакомпаний. А в «Домодедово» фабрика-кухня занимает целых 5 этажей, она считается одной из самых больших в Европе.
Цех бортового питания работает круглосуточно. Готовить еду для конкретного рейса начинают за 6 часов до вылета, после чего замораживают или охлаждают.

В большинстве помещений холодно: чтобы не нарушать режима хранения, температуру поддерживают на уровне 10-12 градусов, а где-то и ниже. Но даже в таких условиях приготовленная еда хранится не дольше 3-4 часов, так что если происходит задержка рейса, то пища утилизируется и готовится заново.
В горячем цеху могут готовить не только самолётную еду, но и блюда для кафе и ресторанов аэропорта.

За полтора часа до вылета полностью скомплектованная еда закладывается в контейнеры, каждый из которых затем проходит через интроскоп, как и чемоданы.

Контейнеры, в свою очередь, грузятся в автолифт, который опечатывают и ставят на сигнализацию. Она сработает, если в процессе передвижения пломба будет случайно или намеренно сорвана.

Что происходит в диспетчерской вышке

Диспетчеры контролируют не только воздух, но и всё наземное движение на поле и даже освещение полос. В большом аэропорту в зоне постоянного внимания одного диспетчера находится 5 мониторов и около 100 постоянно меняющихся параметров. Оперативно оценивая наземную и воздушную обстановку, он выбирает, куда важнее обратить взгляд в данный момент.
Авиадиспетчеры в аэропорту «Храброво» в Калининграде. РИА Новости / Игорь Зарембо
Это требует предельной концентрации, особенно при максимальной загрузке аэропорта. «Домодедово», например, в сезон летних отпусков принимает и отправляет свыше 720 самолётов в сутки, а пиковый часовой трафик составляет 53 самолёта в час. То есть практически каждую минуту на посадку или на взлёт идёт один борт.
Авиадиспетчер в вышке «Домодедово», 2011 год. РИА Новости
Чтобы не допустить ошибки в таком бешеном ритме, диспетчеры обязаны делать перерывы: 1 час работы – 10 минут отдыха. При меньшей загрузке действует обычный график: 2 часа работы и 20 минут отдыха.

Нюансы, о которых вы не знали

И напоследок ещё несколько деталей от сотрудников аэропортов.
1. Погранконтроль не проверяет вашу визу
При вылете из России за границу на паспортном контроле проверяют лишь законность вашего пребывания на территории РФ, и их не интересует, имеете ли вы право въезда в другую страну.
РИА Новости / Александр Поляков
Вместо пограничников вашу визу и срок действия документов проверяют на стойке регистрации. Если по прилёте за рубеж вас по каким-то причинам не пустят, то депортировать обязана авиакомпания, которая вас доставила, причём за свой счёт. Расходы в этом случае спишут с сотрудника, который вас оформлял.
2. «Фальшивые» медпункты.
Несколько лет назад одна из работниц «Шереметьево» анонимно рассказала The Village, что во многих терминалах есть дверь со знаком медпункта, но там никто не сидит. «Медпункт должен быть в каждом терминале, но они экономят на всём. У нас, например, медпункт расположен в общей зоне. И если кому-то стало плохо в duty free, то медик не может просто прийти на контроль и сказать: „Ребят, там кому-то плохо, можно мы пройдём?“ Их вместе со всеми очень тщательно проверяют, при этом у них же с собой банки-склянки, которые проверить сложнее. Это может занять часа полтора-два». Изменилось ли что-то с тех пор, неизвестно.

3. При серьёзных задержках и отмене рейсов осаждать сотрудников аэропорта бесполезно.
Когда рейс постоянно откладывается без объяснений причин, пассажиры звереют и начинают всей толпой бросаться к сотрудникам в форме, требуя ответов. Но на самом деле люди, работающие в залах, знают не больше, чем пассажиры: их компьютеры выдают ту же информацию, что вы видите на табло, а руководство в большинстве случаев не считает нужным раскрывать им подробности.
Также бесполезно вызывать на разговор начальников и представителей авиакомпании: когда обстановка уже накалена, они не выйдут, элементарно опасаясь за своё здоровье. В самых отчаянных случаях они переодеваются в гражданское, чтобы не попасться свирепой толпе, которой не объяснишь, что бесконечные задержки – это не чья-то личная прихоть.

Лучше всего заранее запишите бесплатные номера горячих линий, которые точно есть у всех крупных авиакомпаний (они начинаются на 8-800). Позвонив по ним, возможно, удастся добиться больше толку, чем скандаля с сотрудниками терминала.
« Изнанка рая. 13 фактов о Дубае, которые отобьют...
Как индусы убивают священный Ганг »
  • +41

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Спасибо за подробности-не так все безнадежно))). Летать всегда опасно. Даже при таком строгом контроле, чувство страха и дискомфорта в пути не покидает. Наверное, поэтому, пассажиры аплодируют, когда самолет приземляется))). На взлете они этого не делают))).
Комментарий удалён за нарушение
0
недавно моего сына отправили на посадку в другой сектор вылета. Он ждал-ждал, а самолёт тем временем улетел, никаких объявлений не было. Ему пришлось лететь на следующий день, то есть терять день отпуска.
0
Как его одного могли отправить не туда??! Там же табло, написано, с какого терминала вылет
0
Кошмар…
0
До этой статьи я НЕ был параноиком… :)
0
Качество безопасности в аэропортах проверяют обычно террористы…
0
Может быть я не в курсе, и информация с интроскопа проверяется где-то дистанционно (в чём я сильно сомневаюсь), но регулярно вижу, что персонал, работающий у ленты досмотра, никакого внимания на монитор интроскопа не обращает — этот досмотр чистая фикция.
0
  • avatar
  • Nata
Вы просто не совсем в курсе))))))