9 удивительных музеев России, о которых не знают даже туристы со стажем
Третьяковская галерея и Оружейная палата, несомненно, прекрасны, но интересные музеи есть и за пределами Москвы. Собрали несколько мест, которые обязательно нужно увидеть.
Предметы быта, орудия труда, детские игрушки, украшения и другие древности разместили в стеклянных витринах по периметру музея. А вот деревянные экспонаты расположили в центре на трёх ярусах, поделив их на временные промежутки: на нижнем — объекты XVI века, на среднем — XVII века, на подвесах — XVIII века. Причём дома, пни и мостовые находятся точно на тех местах, где они были найдены. Получился исторический срез в прямом смысле слова.
Узнать историю этнографии, посмотреть на представителей подводной фауны, погулять по морским судам — всё это можно сделать в музее Мирового океана. Обойти все объекты и корпуса за день не получится, потому что часть из них находится за пределами Калининграда: в Светлогорске, Санкт‑Петербурге и посёлке Заливино. Но основные павильоны собраны в одном месте — на набережной Петра Великого. Вход в каждый оплачивается отдельно.
Главный корпус понравится тем, кто любит подводную фауну: здесь собрана коллекция раковин морских моллюсков и аквариумы с рыбами из холодных и тропических морей. Теплоход «Витязь» и подлодка‑музей «Б‑413» позволят ненадолго почувствовать себя моряком и побывать в каютах, камбузе и рубке. А в здании фондохранилища можно увидеть экспозицию «Глубина»: кроме специализированной техники тут есть скелет кашалота, туша гигантского кальмара и макет сердца кита.
«Ангарская деревня» состоит из двух секторов — в каждом воссоздан свой тип поселения. Первое, русское, появилось здесь ещё в 1979 году и включает более 30 подлинных памятников деревянного зодчества XIX–XX веков. Избы и усадьбы сюда перевезли из приангарских поселений, которые должны были уйти под воду после возведения Братской ГЭС. Чтобы максимально точно передать дух того времени, старинные постройки дополнили рядом реконструкций: возвели летние бани, водяную мельницу и другие важные для села здания. На дома можно смотреть не только снаружи: внутри в избах собрали коллекции старинных предметов быта, мебели и одежды.
Во втором секторе находятся чумы и шаманские шатры эвенков — одного из коренных народов Сибири. В музее все постройки лежат близко, но в реальности жилища эвенков располагались намного дальше друг от друга. Между домами‑экспонатами есть охотничьи ловушки, шаманские символы и традиционные захоронения. Создатели «Ангарской деревни» постарались минимально вмешиваться в ландшафт территории, поэтому эвенкийский сектор находится в густом сосновом лесу.
Музей состоит из двух частей: собственно комнаты Бродских и экспозиционного пространства. Посещение начинается с последнего. Там можно выпить чашечку кофе, почитать книгу (в библиотеке собраны произведения, которыми зачитывался сам Бродский) и посмотреть фрагменты любимых фильмов поэта на советском телевизоре.
В следующем зале пустота: мебели нет, со стен и пола сняли слои обоев и паркета, появившиеся после Бродских. Команда музея сознательно пошла на такой шаг и решила не воссоздавать интерьеры из случайных предметов, подобранных на барахолках. Главное здесь — самое пространство, призванное передать чувства, которые испытывал поэт после того, как комнату отдали другим жильцам.
Музей состоит из 48 подворий, каждое из которых рассказывает о разных моментах из жизни казаков. На территории есть центральная площадь, пасека, дымарня, мельница, рынок, хаты рыбака, ткача, священника и цирюльника. Здесь можно посмотреть на внутреннее убранство домов и настоящие старинные предметы, которыми поделились жители Кубани.
А ещё в «Атамани» показывают традиционные обряды и народные танцы, поют кубанские песни, демонстрируют джигитовку и проводят мастер‑классы. Например, можно научиться плести куклу‑травницу, солить овощи по кубанским рецептам и создавать свечу из пчелиного воска.
Крутых музеев в регионах много, и это не всегда частные или местные проекты. Музеев федерального значения тоже достаточно. Кроме того, многие учреждения, базирующиеся в Москве, стремятся открыть свои филиалы в других городах, чтобы поддержать развивающуюся музейную культуру.
Так, в ближайшие несколько лет в Туле свои представительства откроют три федеральных музея: Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Политехнический музей и Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Все они разместятся в историческом центре и представят там часть работ из своих фондов.
Внутри создатели постарались в точности воссоздать все детали. Для этого искали аутентичную мебель и предметы быта на старых чердаках, блошиных рынках и европейских аукционах. То, что найти не удалось, восстанавливали по фотографиям тех лет. Предметы в «Altes‑Haus» можно не только рассматривать издалека, но и потрогать руками.
8. «Ельцин центр» в Екатеринбурге
Музей Бориса Ельцина рассказывает о новейшей истории России и политической биографии первого президента страны. При этом он увлечёт даже тех, кто не любит историю политики. За это в нём отвечает обилие интерактивных элементов. Например, об августовском путче рассказывается в павильоне, стилизованном под комнату простого советского человека. По телевизору, как и в августе 1991 года, идёт «Лебединое озеро», а ответив на звонок телефона, можно услышать встревоженный монолог. Здесь также воссозданы витрина гастронома, вещевой магазин, советский троллейбус и кабинет президента. А ещё в «Ельцин центре» есть арт‑галерея, кинозал и образовательный центр, в котором проводят публичные лекции и мастер‑классы.
Кроме того, на территории центра проводят лекции, мастер‑классы, кинопоказы, есть библиотека, в которой можно почитать нон‑фикшн об истории искусства или современную прозу. Главное — всё перечисленное в «Заре» доступно бесплатно.
1. Музей археологического дерева «Татарская слободка» в Свияжске
История «Татарской слободки» началась в 2010 году, когда на острове Свияжск, недалеко от Казани, проводили археологические раскопки. Исследователи обнаружили остатки построек разных лет, кожаную обувь, посуду и другие старинные предметы. Благодаря повышенной влажности почвы находки прекрасно сохранились. Их оказалось так много, что власти Татарстана решили создать на месте археологический музей деревянной застройки. Таких в мире всего два — второй, «Берестье», находится в Бресте.Предметы быта, орудия труда, детские игрушки, украшения и другие древности разместили в стеклянных витринах по периметру музея. А вот деревянные экспонаты расположили в центре на трёх ярусах, поделив их на временные промежутки: на нижнем — объекты XVI века, на среднем — XVII века, на подвесах — XVIII века. Причём дома, пни и мостовые находятся точно на тех местах, где они были найдены. Получился исторический срез в прямом смысле слова.
2. Музей Мирового океана в Калининграде
Узнать историю этнографии, посмотреть на представителей подводной фауны, погулять по морским судам — всё это можно сделать в музее Мирового океана. Обойти все объекты и корпуса за день не получится, потому что часть из них находится за пределами Калининграда: в Светлогорске, Санкт‑Петербурге и посёлке Заливино. Но основные павильоны собраны в одном месте — на набережной Петра Великого. Вход в каждый оплачивается отдельно.
Главный корпус понравится тем, кто любит подводную фауну: здесь собрана коллекция раковин морских моллюсков и аквариумы с рыбами из холодных и тропических морей. Теплоход «Витязь» и подлодка‑музей «Б‑413» позволят ненадолго почувствовать себя моряком и побывать в каютах, камбузе и рубке. А в здании фондохранилища можно увидеть экспозицию «Глубина»: кроме специализированной техники тут есть скелет кашалота, туша гигантского кальмара и макет сердца кита.
3. Музей «Ангарская деревня» в Братске
Этот музей под открытым небом находится на берегу Братского водохранилища. Площадь территории — целых 35 гектаров, поэтому на осмотр всех экспонатов потребуется несколько часов.«Ангарская деревня» состоит из двух секторов — в каждом воссоздан свой тип поселения. Первое, русское, появилось здесь ещё в 1979 году и включает более 30 подлинных памятников деревянного зодчества XIX–XX веков. Избы и усадьбы сюда перевезли из приангарских поселений, которые должны были уйти под воду после возведения Братской ГЭС. Чтобы максимально точно передать дух того времени, старинные постройки дополнили рядом реконструкций: возвели летние бани, водяную мельницу и другие важные для села здания. На дома можно смотреть не только снаружи: внутри в избах собрали коллекции старинных предметов быта, мебели и одежды.
Во втором секторе находятся чумы и шаманские шатры эвенков — одного из коренных народов Сибири. В музее все постройки лежат близко, но в реальности жилища эвенков располагались намного дальше друг от друга. Между домами‑экспонатами есть охотничьи ловушки, шаманские символы и традиционные захоронения. Создатели «Ангарской деревни» постарались минимально вмешиваться в ландшафт территории, поэтому эвенкийский сектор находится в густом сосновом лесу.
4. Музей «Полторы комнаты» в Санкт‑Петербурге
Частный музей‑квартиру Иосифа Бродского открыли в доме, в который поэт прожил с родителями 17 лет — до вынужденной эмиграции. Название «Полторы комнаты» музей получил из‑за того, что семье поэта досталась слишком большая по советским нормативам жилплощадь — в 1950‑е годы семье из трёх человек полагалась комната размером 27 квадратных метров, а они получили целых 40 квадратов.Музей состоит из двух частей: собственно комнаты Бродских и экспозиционного пространства. Посещение начинается с последнего. Там можно выпить чашечку кофе, почитать книгу (в библиотеке собраны произведения, которыми зачитывался сам Бродский) и посмотреть фрагменты любимых фильмов поэта на советском телевизоре.
В следующем зале пустота: мебели нет, со стен и пола сняли слои обоев и паркета, появившиеся после Бродских. Команда музея сознательно пошла на такой шаг и решила не воссоздавать интерьеры из случайных предметов, подобранных на барахолках. Главное здесь — самое пространство, призванное передать чувства, которые испытывал поэт после того, как комнату отдали другим жильцам.
5. Выставочный комплекс «Атамань» в Тамани
«Атамань» — это воссозданная в натуральную величину казачья станица конца XVIII — начала XX века. Разместили выставочный комплекс на месте, где в 1792 году поселились первые кубанские казаки. В отличие от «Ангарской деревни», здесь нет подлинно старых построек, но экстерьеры и интерьеры создавались с внимательным отношением к истории.Музей состоит из 48 подворий, каждое из которых рассказывает о разных моментах из жизни казаков. На территории есть центральная площадь, пасека, дымарня, мельница, рынок, хаты рыбака, ткача, священника и цирюльника. Здесь можно посмотреть на внутреннее убранство домов и настоящие старинные предметы, которыми поделились жители Кубани.
А ещё в «Атамани» показывают традиционные обряды и народные танцы, поют кубанские песни, демонстрируют джигитовку и проводят мастер‑классы. Например, можно научиться плести куклу‑травницу, солить овощи по кубанским рецептам и создавать свечу из пчелиного воска.
6. Тульский историко‑архитектурный музей
ТИАМ — музейный комплекс в историческом центре Тулы, состоящий из трёх площадок. В первой, доме аптекаря Крафта, проводят выставки. Вторая площадка — Дом Белявского. Здесь находится постоянная экспозиция «Старая тульская аптека». Тема для выставки была выбрана не случайно. В конце XIX века в этом доме открылась аптека Фердинанда Белявского: она была известна на всю страну и проработала до 2011 года. Сейчас там представлены аптечное оборудование разных лет, например скарификатор, книги и рецепты, мерные стаканы и банки, в которые в XIX веке помещали готовые лекарства. А ещё там есть микроскоп, посмотрев в который, вы увидите подкованную блоху. Связывает эти два дома третья площадка — музейный дворик. Там проводят концерты, мастер‑классы, ярмарки, устраивают перформансы и концерты.Крутых музеев в регионах много, и это не всегда частные или местные проекты. Музеев федерального значения тоже достаточно. Кроме того, многие учреждения, базирующиеся в Москве, стремятся открыть свои филиалы в других городах, чтобы поддержать развивающуюся музейную культуру.
Так, в ближайшие несколько лет в Туле свои представительства откроют три федеральных музея: Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Политехнический музей и Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Все они разместятся в историческом центре и представят там часть работ из своих фондов.
7. Музей‑квартира «Altes‑Haus» в Калининграде
Как и «Полторы комнаты», «Altes‑Haus» — музей‑квартира, но уже в более привычном представлении. Он разместился в историческом районе Амалиенау, в квартире купца Густава Гроссмана и полностью повторяет интерьеры его жилища. Задача музея — позволить посетителю перенестись в начало XX века и посмотреть, как жили в Кёнигсберге до Второй мировой войны.Внутри создатели постарались в точности воссоздать все детали. Для этого искали аутентичную мебель и предметы быта на старых чердаках, блошиных рынках и европейских аукционах. То, что найти не удалось, восстанавливали по фотографиям тех лет. Предметы в «Altes‑Haus» можно не только рассматривать издалека, но и потрогать руками.
8. «Ельцин центр» в Екатеринбурге
Музей Бориса Ельцина рассказывает о новейшей истории России и политической биографии первого президента страны. При этом он увлечёт даже тех, кто не любит историю политики. За это в нём отвечает обилие интерактивных элементов. Например, об августовском путче рассказывается в павильоне, стилизованном под комнату простого советского человека. По телевизору, как и в августе 1991 года, идёт «Лебединое озеро», а ответив на звонок телефона, можно услышать встревоженный монолог. Здесь также воссозданы витрина гастронома, вещевой магазин, советский троллейбус и кабинет президента. А ещё в «Ельцин центре» есть арт‑галерея, кинозал и образовательный центр, в котором проводят публичные лекции и мастер‑классы.
9. Центр современного искусства «Заря» во Владивостоке
Приморский «Винзавод» (именно им вдохновлялись при оформлении музея) открылся в 2013 году на месте бывшей швейной фабрики «Заря». Так же как и московский, этот выставочный центр состоит из нескольких павильонов. Погружение в современное искусство начинается на улице. Здесь размещены несколько скульптур и граффити от российских и зарубежных авторов, например «Приморский кедр» французского уличного художника MioSHe. Затем можно отправиться в большой или малый выставочные залы. До 2025 года в малом зале можно посмотреть «Сон Зари» — ретроспективу выставок, перформансов и других крупных событий, которые прошли в музее.Кроме того, на территории центра проводят лекции, мастер‑классы, кинопоказы, есть библиотека, в которой можно почитать нон‑фикшн об истории искусства или современную прозу. Главное — всё перечисленное в «Заре» доступно бесплатно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
А в «Ельцин-центре» не слышно, как пьяный ЕБН рапортует Штатам о развале Союза?
- ↓
+2
Статья «сухая». Неужели нет снимков этих музеев?
- ↓