7 странных фактов о Северной Корее, которые не умещаются в голове

Секреты одного из самых закрытых государств в мире.

1. В КНДР коммунизм соседствует с почти религиозным поклонением вождям

Согласно конституции, КНДР — это социалистическая страна. Но на деле государство одинаково далеко как от коммунизма, так и от капитализма, и куда больше напоминает монархию. Власть в стране переходит по наследству: нынешний руководитель Ким Чен Ын — внук основателя КНДР Ким Ир Сена и сын прошлого правителя государства Ким Чен Ира.
Однако Кимы не просто правят из поколения в поколение — лучшие из них становятся полубогами. Ну или хотя бы мифическими фигурами. Неслучайно биографии Ким Ир Сена и Ким Чен Ира обросли удивительными подробностями, далёкими от правды. Так, Ким Ир Сен превратился в героя‑повстанца, который во время Второй мировой войны руководил боевыми операциями против японцев с горы Пэктусан, священной для всех корейцев. Как утверждает северокорейская пропаганда, за 10 лет Ким Ир Сен поучаствовал в 100 тысячах битв с японскими войсками, то есть в день он сражался 28 раз. На самом деле герой Северной Кореи большую часть Второй мировой войны провёл в Хабаровске, изучая военное дело и марксизм.
Появление на свет Ким Чен Ира было легендарным само по себе, ведь он родился на той самой горе Пэктусан в лагере северокорейских партизан. Как и отец, Ким Чен Ир работал без сна и отдыха ради процветания КНДР, каждый день улучшал жизнь народа и, конечно же, опубликовал много научных трудов.




Монумент Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Мансудае




Их же портреты на площади Ким Ир Сена в Пхеньяне
Благодарный северокорейский народ не мог не отметить заслуги своих защитников и покровителей — так по всей стране появились статуи Ким Ир Сена и его сына, а сами они получили множество громких титулов и наград. Ким Ир Сена, словно какого‑нибудь восточного императора, ещё при жизни называли Великим Вождём, Солнцем Нации и Железным Всепобеждающим Полководцем. Даже после смерти он остался на посту: его признали Вечным Президентом КНДР. А день рождения вождя (15 апреля) сделали официальным праздником, Днём Солнца.
Как и полагается, после смерти тела великих правителей забальзамировали и положили во внушительный мавзолей в столице страны. Мемориал назвали Дворцом Солнца, а о саркофагах написали в конституции, куда ж без этого.




Кымсусанский дворец Солнца

В КНДР пошли даже дальше скульптур, титулов и наград — в стране изменили летоисчисление. Если в христианских государствах оно ведётся от рождения Христа, то в Северной Корее — от появления Великого Вождя. 1912, год рождения Ким Ир Сена, — первый в календаре чучхе, национальной идеологии КНДР. Не нулевой, а именно первый — всё-таки тогда родился Великий Вождь. Поэтому сейчас в КНДР 111 год, а не 2022‑й. Правда, в документах и газетах дата по юлианскому календарю всё же указывается в скобках.



Календарь чучхе на сентябрь 2010 года

От социализма в КНДР осталась разве что плановая экономика.

2. В стране каждые пять лет проводятся выборы из одного кандидата



Пропагандистский плакат: «Давайте все проголосуем „за“!»

Хотя фактически вся власть в КНДР принадлежит Кимам и их приближённым, в стране есть Верховное народное собрание — местная пародия на парламент. Его членов (примерно 700 человек) избирают каждые пять лет.
Созывают собрание для решения каких‑то вопросов редко, зато кандидаты попадают в него через демонстративные общенациональные выборы. Они довольно специфические: от каждого округа идёт всего один кандидат. Выдвигает его, конечно же, правящая партия.
В выборах участвуют и действующие руководители страны. Обычно они идут от 111 или 333 округа, потому что эти числа якобы приносят удачу.
Избиратели могут либо проголосовать за кандидата, либо наложить вето, вычеркнув фамилию и положив бюллетень в отдельную урну. Как нетрудно догадаться, такого диссидента легко вычислить. Ведь ни о какой тайне голосования речи не идёт.



Урна для голосования в КНДР, 2007 год. Справа на табурете ручка для тех, кто хочет вычеркнуть имя кандидата

Хотя такие выборы, очевидно, носят формальный характер, северокорейцы стабильно приходят на участки — голосование обязательно и также используется для переписи населения.

3. В КНДР есть касты и целые поколения заключённых

Кроме правящей династии в КНДР существует и сословно‑кастовая система. Она называется «сонбун». Граждане делятся на 51 категорию и на три группы: враги, колеблющиеся и лояльные. К первым относятся землевладельцы, христианские священники, торговцы, юристы и все их потомки. К последним — участники войны против японской оккупации, а также рабочие и крестьяне. Остальные северокорейцы считаются нейтральными.
По рассказам беженцев из КНДР, положение в сонбун влияет на то, сможет ли человек вступить в партию, получить образование и должность. Что уж там, даже доступ к питанию может определяться сонбун. Так, когда в 1990‑х годах из‑за прекращения поддержки от СССР и экономического кризиса в стране начался жуткий голод, «враги» были фактически обречены на смерть.
Этот статус, как и положено в кастовой системе, передаётся по наследству. Даже самый способный молодой человек или девушка не сможет стать учителем, если кто‑то в роду был замечен в «порочащих» делах. Например, ходил в церковь. Присваивается сонбун в 17 лет, и за редкими исключениями его практически невозможно улучшить, зато ухудшить — запросто.
А по данным Госдепа США, в рамках сонбун также действует правило «наказания трёх поколений». Согласно ему, в лагерь могут отправить не только самого политического врага, но и его родственников: мужей и жён, сестёр и братьев, даже внуков. Всю свою жизнь они проводят за колючей проволокой.

4. В стране все блага — бесплатны, но их сложно получить без взяток

До 1990‑х годов в КНДР работала система государственного распределения. Все блага государство раздавало в зависимости от статуса гражданина. Так что деньги в Северной Корее не имели почти никакой ценности, а взятки были бессмысленны. Потому что ни то, ни другое не помогало достать новый телевизор или получить квартиру вне очереди. Даже чиновники не могли купить машину, потому что иметь их было положено только высшим руководителям и военным.
Но после распада СССР, смерти Ким Ир Сена, экономических потрясений и голода всё изменилось. Экономика КНДР больше не могла поддерживать установленный порядок, и система распределения рухнула. Чтобы выжить, люди стали создавать собственные частные предприятия. Например, тайно разводить овощи на огороде в горах или шить одежду.
Государство, хоть и не признало происходящих в стране перемен, тоже пошло на некоторые уступки. Так, магазины стали отпускать товары не только по карточкам, но и за деньги. За воны также стало возможным приобрести квартиру или автомобиль.
То есть появились деньги, приобретаемые блага и теневая экономика, не признанная государством, но с помощью которой всё в основном и покупается. Теперь у чиновников появился стимул вымогать взятки — было на что тратить деньги.
Сегодня практически любой вопрос в стране можно решить с помощью взяток.
В 2019 году Комиссия о правах человека ООН даже выпустила специальный отчёт. В нём прямо говорится, что коррупция в КНДР — это основной способ получить медицинскую помощь, жильё, работу и даже еду. Один из опрошенных беженцев заявил, что тот, кто в Северной Корее не даёт и не берёт взяток, скорее всего, умрёт от голода.
Предметы первой необходимости и продвижение по службе, доступ к зарубежным СМИ и побег из страны, условия содержания в тюрьмах и даже освобождение из‑под ареста — всё можно купить. Были бы деньги.
Согласно данным международной организации противодействия коррупции Transparency International, по уровню взяточничества КНДР занимает 174‑е место из 180 стран мира. Для сравнения: Россия находится на 136‑м.

5. В КНДР можно приехать туристом, а потом не вернуться

Съездить в тур по Северной Корее вполне возможно. Правда, сделать это непросто: нужно получить визу, разрешение и выложить круглую сумму одной из одобренных турфирм.
Но не обольщайтесь: пообщаться с местными, привезти в качестве сувенира банкноту с Ким Ир Сеном или хотя бы просто отклониться от разрешённого маршрута вам не дадут. Туристов обычно водят по столичному Пхеньяну (в том числе в Кымсуанский дворец), а также возят к природным достопримечательностям и побережью.
Всех иностранцев вне гостиничного номера сопровождает гид‑переводчик — он же следит, чтобы туристы не увидели или не сделали ничего лишнего. В стране действуют жёсткие законы, которые распространяются на всех. При въезде и отъезде все вещи и технику досматривают: не дай бог, вы задумаете ввезти или увезти что‑нибудь запрещённое. Например, нельзя забрать находящиеся в обращении деньги — воны, в качестве сувениров продают только старые банкноты.
Снимать фото и видео как заблагорассудится тоже нельзя. Съёмку без разрешения могут принять за шпионаж.
Пренебрегать правилами не стоит. Печальных историй с участием иностранных туристов накопилось немало. Так, американец Отто Уормбир был приговорён к 15 годам лагерей за «преступление против государства». По версии северокорейской службы безопасности, турист хотел прихватить на память пропагандистский плакат из отеля, поэтому нарушителя задержали в аэропорту и отказались выпускать из страны.
Спустя полтора года Уормбир впал в вегетативное состояние, причиной которого, судя по всему, было повреждение мозга. Только тогда северокорейские власти разрешили вернуть американца домой, но в США Отто умер, так и не придя в сознание. Вполне возможно, что кражи не было, а само дело было политической провокацией северокорейского правительства. Но лучше всё же не рисковать.

6. Жители КНДР ниже своих соседей с юга

В среднем на 3–8 сантиметров. К такому выводу пришёл исследователь из университета Сонгюнгван (Южная Корея) Дэниел Швекендик, который использовал данные ООН о росте 2 880 мальчиков и 3 112 девочек из КНДР.
Судя по всему, разница вызвана питанием. И дело не только в голоде 1990‑х годов. Рацион северокорейцев в целом скуднее. Например, они получают в 1,4 раза меньше килокалорий. И не похоже, чтобы ситуация менялась к лучшему. Так, согласно Общему определителю голода, специальной методике подсчёта уровня голода на основе данных ООН и ВОЗ, сегодня в КНДР недоедают 42,4% жителей.

7. В Северной Корее есть свой гёрлзбэнд

Нынешний лидер страны, Ким Чен Ын, ещё молод — ему 38 лет. И он в курсе современных трендов. Поэтому теперь в КНДР есть своя k‑pop-группа, если так можно выразиться. Она называется «Моранбон». Участниц (в ансамбле выступают только девушки), которые сами играют на музыкальных инструментах, отбирал в 2012 году лично Ким Чен Ын. Ему захотелось осовременить поп‑сцену страны, сделать её более похожей на западную.
Отчасти это удалось: участницы появляются на сцене в коротких юбках и вечерних платьях и танцуют, отчего представления «Моранбон» отдалённо напоминают выступления зарубежных артисток. Во многом поэтому группа стала очень популярной в КНДР.


Но в целом «Моранбон» всё равно звучит и выглядит очень по‑северокорейски. Девушки чаще всего выступают в военной форме и в сопровождении военного же оркестра. На фоне при этом может транслироваться ролик с ракетами. В своих песнях группа поёт о преданности чучхе, Родине и партии. А музыка пафосна и больше похожа на академичную симфоническую, а не популярную.
« 10 привычек российских туристов, по которым их...
5 хитростей, которые помогут облегчить перелёт,... »
  • +7

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
как говорится: найди 10 отличий...( скоро и в вашем городе
+3
Про страну, практически полностью изолированную от остального мира, можно говорить все, что угодно. Тем более, что основной источник информации — перебежчики, которые лично заинтересованы в очернении бывшей родины. Про СССР на Западе тоже очень много ужасов распространяли. И хотя такой закрытости не было, многие этому верили…