Строительство церквей на протяжении столетий всегда следовало определённым архитектурным традициям, который сложились в далёком прошлом. Данная тенденция продолжается и сегодня в вопросе возведения православных храмов. А вот что касается дома Божьего для католиков и представителей других конфессий, то в этом случае архитекторы имеют возможность стремиться идти в ногу со временем, создавая в результате поразительного вида сооружения, с первого взгляда на которые в них церковь в принципе не удастся опознать.
1. Хрустальный собор (Гарден-Гров, США)
Самое большое на планете сооружение из стекла, как это ни странно, является собором, причём он успел сменить владельца: так, до ноября 2011 года он принадлежал протестантской общине, а вот потом здание было приобретено католической церковью с разрешения Папы Римского. Здание действительно впечатляет: состоящее из более чем 10 тысяч зеркальных панелей, которые прикреплялись силиконовым клеем к стальному каркасу, оно, по данным редакции Novate.ru, способно выдержать сейсмическую активность до восьми баллов. Единственное изменение, которое планируется католической церковью в отношении здания — это корректировка названия с Crystal Cathedral на Christ Cathedral, или Собор Христа.
2. Соляной собор (Сипакира, Колумбия)
Этот храм уникален своим расположением: его построили в туннеле соляной шахты на глубине в 200 метров. Практически все архитектурные детали, в том числе барельефы и скульптуры святых, которые можно там увидеть, были выполнены из каменной соли либо мрамора. Отдельного внимания заслуживает иллюминация, которая освещает разноцветными огнями множество объектов храма: купол, монументальный крест и три нефа, которые посвящены рождению, жизни и смерти Иисуса Христа. К слову, часовня в Соляном соборе далеко не одна, а одним из центральных объектов является также старая подземная церковь Богородицы Царицы Святого Розария. Красота и уникальность сооружения была оценена по достоинству ещё пятнадцать лет назад: в 2007 году он стал победителем в конкурсе чудес Колумбии.
3. Приходская церковь Санта-Моника (Мадрид, Испания)
Глядя на это сооружение, можно подумать о его назначении очень многое: так может выглядеть музей современного искусства или офисный центр, а, может быть, театр. Но точно не церковь, потому что представить её в стиле хай-тек просто нереально. Однако это действительно она: откровенно странная конструкция приходской церкви Санта-Моника архитекторы, её создавшие, охарактеризовали так — «взрыв, замороженный в мгновение после детонации». Так, согласно их задумки, торчащие в разные стороны выступы с окнами на концах являются символами не только тяги верующих к свету, но и стремления католицизма идти в ногу со временем.
4. Базилика Богоматери Ливанской (Джуния, Ливан)
Сооружение из Ливана, которое издалека скорее похоже на Сиднейский оперный театр, в действительности является Базиликой Богоматери Ливанской. Стоит отметить, что и расположение, и особенности выбранных архитектурных решений были неслучайными. Например, здание разместили за большой статуей Богоматери, стоящей на горе Харисса. А стеклянный фасад Базилики был спроектирован таким образом, чтобы каждый из находящихся внутри четырёх тысяч человек, имели возможность видеть эту статую прямо оттуда.
5. Метропольный собор Христа-Царя (Ливерпуль, Великобритания)
Ливерпульский Метропольный собор Христа-Царя был построен ровно 55 лет назад, в 1957 году, и обладает приличной вместительностью, ведь способен вместить до двух тысяч человек, а диаметр его основания составляет 59 метров. Отдельно стоит упомянуть и ряд архитектурных и конструктивных решений. Так, алтарь специально разместили в центре сооружения конической формы — это позволяет как можно большему количеству людей видеть всё, что происходит во время мессы. В основе конструкции — 16 модернистских опорных контрфорсов, которые наверху представляют собой зубцы короны-башенки, состоящие из разноцветных витражей. А над входом в храм размещены четыре колокола.
6. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Бразилия, Бразилия)
Вышеупомянутый Ливерпульский Метропольный собор Христа-Царя стал ещё и источников вдохновения архитектора Оскара Нимейера, который должен был построить современный храм. Результатом его гения стала изящная конструкция здания ослепительно-белого цвета, которая состоит из 16 гиперболических колонн — они символизируют возведённые к небу руки. Кроме того, было рационально использовано всё пространство между колоннами: его заполнили витражами, сквозь которые поступает достаточно света, чтобы внутренние помещения не имели необходимости в дополнительных источниках.
7. Капелла брата Клауса (Вахендорф, Германия)
Нетривиального вида здание, которое буквально вырастает посреди чистого поля, как ни странно, является капеллой. Занимательным выглядит и процесс её возведения: по информации редакции Novate.ru, первоначально был построен сосновый каркас, затем его залили бетоном, а потом деревянную часть попросту сожгли — именно поэтому внутри церкви высотой в 12 метров до сих пор обугленные стены. А основным источником света в этой в буквальном смысле слова бетонной коробке является отверстие в потолке микропантеона.
8. Новая базилика Девы Марии Гваделупской (Мехико, Мексика)
Есть в мексиканской столице сооружение, которое выглядит так, как будто однажды на землю опустилась летающая тарелка и вросла туда. А на самом деле это религиозный храм — Новая базилика Девы Марии Гваделупской. Здание круглой формы обладает диаметром аж в сотню метров, что позволяет ему спокойно вместить 10 тысяч человек одновременно, а вот если ещё и открыть верхние часовни, то это число вырастет сразу в пять раз. В центре огромного зала была установлена величайшая святыня мексиканцев — образ Девы Марии Гваделупской, откуда она видна из любой точки храма.
9. Кадетская часовня Академии ВВС США (Колорадо-Спрингс, США)
Казалось бы, что армейские религиозные сооружения будут строить в традиционной архитектуре, однако как минимум одно здание явно опровергает это убеждение. Сооружение, похожее на «избушку», обладает 17 шпилями и была составлена из сотни одинаковых тетраэдров на стальном каркасе. Длинное ребро каждого из них достигает 23 метра, а вес достигает пять тонн. Интересным является и внутреннее пространство часовни — его архитекторы разделили на зоны для представителей разных конфессий: снизу — католическая, иудейская и маленькая для буддистов, а сверху — протестантская. Есть также специальные комнаты без какой-либо религиозной атрибутики, где могут молиться мусульмане. Каждая зона имеет отдельный вход, что позволяет верующие не мешать друг другу. Более того, не забыли создатели кадетской часовни и про неоязычников — специально для них на открытом воздухе недалеко от храма было устроено святилище в виде двойного кольца из валунов под названием «Соколиный круг».
10. Церковь Милосердного Бога Отца (Рим, Италия)
Глядя на это здание, в нём скорее опознаешь офисный центр современного типа, но никак не храм. Тем более, что, согласно задумке архитектора Ричарда Майера, оно было построено в форме корабля, как символа прибежища для души. Есть и ещё один символизм: три паруса обозначают Святую Троицу. Внутреннее пространство буквально пронизано светом, который каскадом проникает не только сверху, через стеклянную крышу, но также с боков, и даже через узкую щель у пола. Особый смысл эта система освещения играет в летние месяцы во второй половине дня, ведь тогда свет падает прямо на распятие. Автор здания так объясняет это явление: «Свет солнечных лучей служит мистической метафорой присутствия Бога».
11. Собор Воскресения (Эври, Франция)
Архитектор Марио Ботта, который создал этот храм, с виду больше напоминающий университетский кампус, как ни странно, вдохновлялся византийской архитектурой. Именно это объясняет присутствие характерных для последней округлых форм — а Собор выполнен в форме усечённого цилиндра — и использование сырого кирпича. По периметру скошенной овальной крыши высажены 24 липы, и это число несёт сразу несколько символичных значений: во-первых, это 24 часа в сутках, а во-вторых, 12 колен Израилевых и 12 апостолов. Крыша же у здания стеклянная, а опирается на несущий металлический треугольник, который также является символом — обозначает Троицу.
12. Храм Святой Троицы (Вена, Австрия)
Мало кто может вообразить, что католический храм в европейской столице может выглядеть именно так. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первоначально откровенно странная конструкция, состоящая из 152 асимметрично расположенных бетонных блоков различного размера вызывала у местных жителей, как минимум, негодование. Однако, как и в случае с Эйфелевой башней, которую парижане тоже вначале восприняли в штыки, но со временем они не только смирились с таким видом храма, но даже подарили её имя архитектора, её создавшего — храм Вотрубы.
Последние комментарии
Хрустальный собор Гарден-Гров