Хаты, в ризах образа...

Создательницы проекта Old khata project уже больше года ездят по Украине и фотографируют сельские дома — старые и отремонтированные, резные дворцы и покосившиеся хаты на отшибе. В коллекции уже десятки снимков, которые войдут в фотокнигу, а еще — истории владельцев этих исчезающих реликвий.
На сленге кинематографистов термин «уходящая натура» означает пейзаж, который скоро изменится, и то, что его нужно поскорее запечатлеть. В своем проекте Old khata project Светлана Ославская и Анна Ильченко именно этим и занимаются — запечатлевают уходящее. Посещая самые удаленные уголки Украины, они фотографируют сельские дома, чей облик вскоре изменится под давлением архитектурной моды. Как и основатели проекта «Околиці часу», которые снимают представителей вымирающих специальностей, Светлана и Анна записывают истории хозяев хат, существующих вне времени.
Светлана Ославская — независимая журналистка, репортер. Писала для The Reporters, «Заборона». Автор книги «Полумесяц, крест и павлин. Путешествия в Месопотамию». Анна Ильченко — фотограф-фрилансер, сотрудничала с «Радио Свобода», «Громадське», «Настоящее время», The Ukrainians & Reporters, LB.ua, Open Democracy.
— За год мы сняли больше сотни хат. Раньше публиковали фотографии в инстаграме и не думали делать из этого что-то большее, но теперь решили издать книгу.
На одну экспедицию выделяем обычно три дня. Круто, если попасть в дом помогает проводник, но так бывает редко. Чаще мы просто подходим к хате, которая нас заинтересовала, и кричим «Доброго дня!», «Слава Ісу!» «Христос ся рождає!» — и нам открывают. Каждая из них может оказаться интересной, главное — попасть внутрь.
Не всегда знания о доме легко добыть. Хозяевам обычно проще говорить о себе, быте, соседях, а чтобы узнать что-то о хате, иногда нужно несколько встреч. Но мы не перебиваем и позволяем людям выговориться: было бы грубо и неправильно требовать рассказать только одну нужную нам историю.
Мы обе получили культурологическое образование, поэтому хорошо понимаем, как устроена хата. Но некоторые элементы ставят нас в тупик: как-то увидели небольшие кресты на стене дома в Ивано-Франковской области. Оказалось, что они означают количество лет, прожитых хозяином без жены. Там же мы отыскали дом, облицованный алюминиевыми плитами. Хозяин привез их из российского города Братск, который в Иркутской области, еще в советские времена, и очень гордится тем, как сейчас выглядит его жилье.
Дома в разных регионах, конечно, различаются. Так, хаты в Черниговской области и на Волыни, хоть и находятся на севере, совсем не похожи. На Слобожанщине больше хат-мазанок, потому что там не было такого количества дерева, как в Прикарпатье. На Буковине и в Черновицкой области много дворцов и села иногда выглядят как настоящие королевства. Люди на западе Украины, которые чаще бывают за границей, привыкли выкрашивать стены в персиковый или светло-зеленый цвет, потому что считают это более современным и «европейским», чем постройки из дерева.
В городе Кременная чаще всего строят обыкновенные кирпичные дома, зато выкрашивают в яркий зеленый цвет оконные рамы, из-за чего целые улицы кажутся зелеными. Но многим участникам нашей фейсбук-группы такое решение не понравилось, что еще раз показывает, как отличаются вкусы жителей разных регионов.
Мы ездим в экспедиции за собственные деньги и, по правде, пока даже не искали издателя для будущей книги. В 2021 году мы планируем объехать Украину с севера на юг, с запада на восток, а все самое интересное будем публиковать на фейсбук-странице проекта.


























« Советы, которые не будут лишними: как выжить в...
Фантастические кадры из Сингапура, которые... »
  • +6

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Мне кажется, хата — это нечто другое