Хохотуй и другие: странные и смешные названия русских деревень. Часть 6
Откуда на Финском заливе мартышки, чем страшен Мясной Бор и почему Дурниха вовсе не дурна.
Бесполезно пытаться найти эту деревню на карте: «Яндекс» предложит только железнодорожную станцию Мартышкино. Зато старожилы расскажут, что поселок Мартышкино, раскинувшийся на берегу Финского залива, — место среди дачников многих поколений известное. Здесь гостили и творили классики: Некрасов, Толстой, Тургенев, Добролюбов, даже Александр Дюма заезжал. На здешних дачах работали Репин и Левитан, а Шишкин запечатлевал вековые дубы роскошного парка. Теперь топоним остался только в воспоминаниях: с 1997 года Мартышкино стало частью города Ломоносова (бывший Ораниенбаум).
История у поселения древняя. В начале XVI века было оно безымянным и состояло из нескольких домов — таких было множество на берегу залива. Потом вошло в большой лютеранский приход и называлось Тюррэ. Затем, после победы над шведами, деревня была приписана к Ораниенбаумской усадьбе Александра Меншикова. В 1747 году, при так называемом «ингерманландском межевании», приходскую землю поделили. За лютеранской церковью остался участок в 85 десятин. На 43 десятинах расположилась приморская дача княгини Дондуковой. С востока от церковных владений оказались дача графа Николая Мордвинова и мыза государева лейб-медика Ивана Бека, где не переводились именитые гости. Стало модным выезжать сюда на лето. К бомонду, на радость деревенским жителям, присоединилась публика попроще. В путеводителе по Балтийской железной дороге за 1883 год отмечается, что промышляют дачами в селении Мартышкино 45 домохозяев и выручают за год 6105 руб.! Для удобства отдыхающих на отрезке Старый Петергоф — Ораниенбаум пустили в 1913 году маленький паровозик с двухэтажным вагоном — «кукушку», делающий остановки на самых популярных у летних арендаторов платформах. Так и стало Мартышкино на долгие годы одним из любимых мест летнего отдыха питерцев — со своим выходом к морю.
Откуда же возникло название Мартышкино? Согласно Толковому словарю Ушакова мартын — птица из породы чаек, которые всегда в изобилии водились у залива: «мартышка — известная птица; она летает беспрестанно над водой, высматривая плывущую рыбу… падает на нее и клюет». По другой версии, мартышами называли вывезенных сюда еще при Меншикове с Волги артельщиков — строителей и лодочников, перевозивших кирпич местного завода в строящийся Кронштадт.
Официальных Зубочисток в Переволоцком районе Оренбургской области две: Первая и Вторая. Местные жители, татары, называют одну Иске-авыл (Старая деревня), а другую — Яна-авыл (Новая деревня), хотя больше известны эти населенные пункты как поселки. Причем не какие-нибудь, а казачьи.
В давние времена зубочистенцы вместо уплаты подати отбывали повинность — рубили корабельный лес в Казанской губернии, за несколько сотен верст от дома. Подустали и в марте 1799 года выбрали доверенное лицо — Богдана Бекбулатова, чтобы обратиться к императору Павлу I с прошением освободить жителей обоих деревень от работ: «по крайнему изнурению и записи их в казачество». Просьба была удовлетворена.
С начала ХХ века Зубочистка-1 стала называться Первым Зубочистинским поселком Татищевской станицы. Там было 276 дворов, две мечети, мельницы и магазины. Зубочистка-2, по сведениям справочника 1901 года, числилась в составе 1-го военного отдела Оренбургского казачьего войска как поселок Татищевского станичного юрта и имела 230 дворов, «душ обоего пола 1522 человека» и одну мечеть.
На современных картах обе Зубочистки значатся как села с примерно тысячным населением каждое. Жители гордятся своим древним происхождением и утверждают, что в школьном музее Старой деревни хранится зуб самого настоящего мамонта.
Точное происхождение название сел неизвестно, но, возможно, появилось оно из-за расположенных поблизости известняковых залежей. Ведь в петровские времена вошло в моду чистить зубы не углем или тряпочкой с солью, как раньше, а толченым мелом. В здешних местах его вполне могли добывать на продажу.
Одно из самых старинных поселений Смоленщины. Ученые полагают, что село существует на этом месте с Х века. Подтверждением тому стала находка археологов: в конце XIX века на правом берегу реки Ипуть было обнаружено 46 древних курганов. Найденные в захоронениях глиняная посуда, браслеты, кольца, сердоликовые бусы и прочее дали основания предполагать, что в курганах погребены кривичи (представители союза восточно-славянских племен VI–X веков).
Вся жизнь местных жителей складывалась вокруг богатой рыбой реки, затейливо петлявшей среди лугов. За лугами ухаживали: вырубали кустарники, ровняли кочки, отводили воду и выращивали здесь кормовые травы, которых хватало всему местному скоту, — земля в личных хозяйствах, таким образом, шла под другие нужды. Так что в 1950-х годах характерным для деревни был пейзаж с речной поймой до горизонта, уставленной стогами сена. Может быть, поэтому деревню прозвали Блинные Кучи?
Да нет, конечно, — название поселение получило гораздо раньше. На этот счет существуют две версии. Одна, как водится, восходит, к случайному визиту Екатерины II, следовавшей на юг. Мол, встретили ее жители не традиционными хлебом-солью, а целыми горами — кучами — блинов, лежащими на вышитых рушниках. Другая версия более прозаична: кучами именовали те самые древние курганы, разбросанные вдоль берега реки. Кстати, из 46 захоронений сохранилось всего 19 — остальные либо распаханы и уничтожены, либо раскопаны археологами.
«Дурниха вовсе не дурна!» — считают любители рыбной ловли и, прихватив удочки, отправляются на берег Москва-реки у одноименной деревни в Раменском районе. Добраться сюда из Москвы не сложно — всего 23 км от МКАД.
А еще во время проведения Международного авиационно-космического салона знающие люди едут не в город Жуковский, куда стекаются толпы любителей полетов, а сидят себе по другую сторону речки, в деревне Дурнихе, на крутом берегу и с удобством наблюдают за трюками воздушных асов.
Всем хороша местность, кроме названия. За что ж ее так обидели? Или не обижали? Историки полагают, что название деревни могло пойти от мирского имени Дурной, которым наряду с Дурнем или Дураком иные родители называли ребенка. При этом они вовсе не стремились испортить ему жизнь, скорее наоборот. Желающие иметь умного и красивого сына запросто нарекали его Дурнем, чтобы отпугнуть все дурное. Вторая версия появления топонима такова: дурниха — одно из названий ягоды голубики, которая, не исключено, обильно произрастала в этих краях.
О деревне и ее окрестностях ходит много мрачных историй, а место к северо-западу от нее, которое можно обнаружить лишь по остаткам старой узкоколейки, и вовсе называется Долиной Смерти — в память об одной из самых страшных страниц Второй мировой войны. В этих лесах и болотах до сих пор лежат останки тысяч незахороненных солдат, погибших с декабря 1941 по июнь 1942 года в ходе Любанской операции, удачное проведение которой означало снятие блокады Ленинграда. Там и сейчас работают поисковые отряды и рыщут «черные археологи». Тогда же во второй раз за время своего существования была стерта с лица земли деревня Мясной Бор — уцелела лишь водонапорная башня из красного кирпича да один домишко.
Первое упоминание о деревне под названием Боръ относится к 1500-м годам. После завоевания Иваном Грозным новгородских земель (1570 год) поселение перестало существовать и значилось как пустошь. Только через сто лет, благодаря московским поселенцам, здесь снова зародилась жизнь.
На картах 1788 года место уже обозначено как Мясной Бор. Дело в том, что строящемуся Санкт-Петербургу требовалось продовольствие, в том числе мясо. Скот доставляли по реке Волхов в Бор и оттуда, собрав в стадо, гнали в будущую столицу. Так Бор стал Мясным. А что место это гиблое, по словам местных жителей, известно было уже давно. Мол, жил в деревне сумасшедший старичок, который твердил, что название такое еще аукнется и здесь будет пролито очень много крови. Так и вышло. Про петровские времена давно забыли, и появление топонима связывают с событиями 1940-х годов. Страшные истории про призраков волховских лесов множатся. Каждый побывавший там считает своим долгом рассказать, что слышал выстрелы и стоны. Новгородцы говорят, что чертовщина прекратится, когда последний погибший будет предан земле.
Мартышкино
(Ленинградская область)Бесполезно пытаться найти эту деревню на карте: «Яндекс» предложит только железнодорожную станцию Мартышкино. Зато старожилы расскажут, что поселок Мартышкино, раскинувшийся на берегу Финского залива, — место среди дачников многих поколений известное. Здесь гостили и творили классики: Некрасов, Толстой, Тургенев, Добролюбов, даже Александр Дюма заезжал. На здешних дачах работали Репин и Левитан, а Шишкин запечатлевал вековые дубы роскошного парка. Теперь топоним остался только в воспоминаниях: с 1997 года Мартышкино стало частью города Ломоносова (бывший Ораниенбаум).
История у поселения древняя. В начале XVI века было оно безымянным и состояло из нескольких домов — таких было множество на берегу залива. Потом вошло в большой лютеранский приход и называлось Тюррэ. Затем, после победы над шведами, деревня была приписана к Ораниенбаумской усадьбе Александра Меншикова. В 1747 году, при так называемом «ингерманландском межевании», приходскую землю поделили. За лютеранской церковью остался участок в 85 десятин. На 43 десятинах расположилась приморская дача княгини Дондуковой. С востока от церковных владений оказались дача графа Николая Мордвинова и мыза государева лейб-медика Ивана Бека, где не переводились именитые гости. Стало модным выезжать сюда на лето. К бомонду, на радость деревенским жителям, присоединилась публика попроще. В путеводителе по Балтийской железной дороге за 1883 год отмечается, что промышляют дачами в селении Мартышкино 45 домохозяев и выручают за год 6105 руб.! Для удобства отдыхающих на отрезке Старый Петергоф — Ораниенбаум пустили в 1913 году маленький паровозик с двухэтажным вагоном — «кукушку», делающий остановки на самых популярных у летних арендаторов платформах. Так и стало Мартышкино на долгие годы одним из любимых мест летнего отдыха питерцев — со своим выходом к морю.
Откуда же возникло название Мартышкино? Согласно Толковому словарю Ушакова мартын — птица из породы чаек, которые всегда в изобилии водились у залива: «мартышка — известная птица; она летает беспрестанно над водой, высматривая плывущую рыбу… падает на нее и клюет». По другой версии, мартышами называли вывезенных сюда еще при Меншикове с Волги артельщиков — строителей и лодочников, перевозивших кирпич местного завода в строящийся Кронштадт.
Зубочистки Первая и Вторая
(Оренбургская область)Официальных Зубочисток в Переволоцком районе Оренбургской области две: Первая и Вторая. Местные жители, татары, называют одну Иске-авыл (Старая деревня), а другую — Яна-авыл (Новая деревня), хотя больше известны эти населенные пункты как поселки. Причем не какие-нибудь, а казачьи.
В давние времена зубочистенцы вместо уплаты подати отбывали повинность — рубили корабельный лес в Казанской губернии, за несколько сотен верст от дома. Подустали и в марте 1799 года выбрали доверенное лицо — Богдана Бекбулатова, чтобы обратиться к императору Павлу I с прошением освободить жителей обоих деревень от работ: «по крайнему изнурению и записи их в казачество». Просьба была удовлетворена.
С начала ХХ века Зубочистка-1 стала называться Первым Зубочистинским поселком Татищевской станицы. Там было 276 дворов, две мечети, мельницы и магазины. Зубочистка-2, по сведениям справочника 1901 года, числилась в составе 1-го военного отдела Оренбургского казачьего войска как поселок Татищевского станичного юрта и имела 230 дворов, «душ обоего пола 1522 человека» и одну мечеть.
На современных картах обе Зубочистки значатся как села с примерно тысячным населением каждое. Жители гордятся своим древним происхождением и утверждают, что в школьном музее Старой деревни хранится зуб самого настоящего мамонта.
Точное происхождение название сел неизвестно, но, возможно, появилось оно из-за расположенных поблизости известняковых залежей. Ведь в петровские времена вошло в моду чистить зубы не углем или тряпочкой с солью, как раньше, а толченым мелом. В здешних местах его вполне могли добывать на продажу.
Блинные кучи
(Смоленская область)Одно из самых старинных поселений Смоленщины. Ученые полагают, что село существует на этом месте с Х века. Подтверждением тому стала находка археологов: в конце XIX века на правом берегу реки Ипуть было обнаружено 46 древних курганов. Найденные в захоронениях глиняная посуда, браслеты, кольца, сердоликовые бусы и прочее дали основания предполагать, что в курганах погребены кривичи (представители союза восточно-славянских племен VI–X веков).
Вся жизнь местных жителей складывалась вокруг богатой рыбой реки, затейливо петлявшей среди лугов. За лугами ухаживали: вырубали кустарники, ровняли кочки, отводили воду и выращивали здесь кормовые травы, которых хватало всему местному скоту, — земля в личных хозяйствах, таким образом, шла под другие нужды. Так что в 1950-х годах характерным для деревни был пейзаж с речной поймой до горизонта, уставленной стогами сена. Может быть, поэтому деревню прозвали Блинные Кучи?
Да нет, конечно, — название поселение получило гораздо раньше. На этот счет существуют две версии. Одна, как водится, восходит, к случайному визиту Екатерины II, следовавшей на юг. Мол, встретили ее жители не традиционными хлебом-солью, а целыми горами — кучами — блинов, лежащими на вышитых рушниках. Другая версия более прозаична: кучами именовали те самые древние курганы, разбросанные вдоль берега реки. Кстати, из 46 захоронений сохранилось всего 19 — остальные либо распаханы и уничтожены, либо раскопаны археологами.
Дурниха
(Московская область)«Дурниха вовсе не дурна!» — считают любители рыбной ловли и, прихватив удочки, отправляются на берег Москва-реки у одноименной деревни в Раменском районе. Добраться сюда из Москвы не сложно — всего 23 км от МКАД.
А еще во время проведения Международного авиационно-космического салона знающие люди едут не в город Жуковский, куда стекаются толпы любителей полетов, а сидят себе по другую сторону речки, в деревне Дурнихе, на крутом берегу и с удобством наблюдают за трюками воздушных асов.
Всем хороша местность, кроме названия. За что ж ее так обидели? Или не обижали? Историки полагают, что название деревни могло пойти от мирского имени Дурной, которым наряду с Дурнем или Дураком иные родители называли ребенка. При этом они вовсе не стремились испортить ему жизнь, скорее наоборот. Желающие иметь умного и красивого сына запросто нарекали его Дурнем, чтобы отпугнуть все дурное. Вторая версия появления топонима такова: дурниха — одно из названий ягоды голубики, которая, не исключено, обильно произрастала в этих краях.
Мясной Бор
(Новгородская область)О деревне и ее окрестностях ходит много мрачных историй, а место к северо-западу от нее, которое можно обнаружить лишь по остаткам старой узкоколейки, и вовсе называется Долиной Смерти — в память об одной из самых страшных страниц Второй мировой войны. В этих лесах и болотах до сих пор лежат останки тысяч незахороненных солдат, погибших с декабря 1941 по июнь 1942 года в ходе Любанской операции, удачное проведение которой означало снятие блокады Ленинграда. Там и сейчас работают поисковые отряды и рыщут «черные археологи». Тогда же во второй раз за время своего существования была стерта с лица земли деревня Мясной Бор — уцелела лишь водонапорная башня из красного кирпича да один домишко.
Первое упоминание о деревне под названием Боръ относится к 1500-м годам. После завоевания Иваном Грозным новгородских земель (1570 год) поселение перестало существовать и значилось как пустошь. Только через сто лет, благодаря московским поселенцам, здесь снова зародилась жизнь.
На картах 1788 года место уже обозначено как Мясной Бор. Дело в том, что строящемуся Санкт-Петербургу требовалось продовольствие, в том числе мясо. Скот доставляли по реке Волхов в Бор и оттуда, собрав в стадо, гнали в будущую столицу. Так Бор стал Мясным. А что место это гиблое, по словам местных жителей, известно было уже давно. Мол, жил в деревне сумасшедший старичок, который твердил, что название такое еще аукнется и здесь будет пролито очень много крови. Так и вышло. Про петровские времена давно забыли, и появление топонима связывают с событиями 1940-х годов. Страшные истории про призраков волховских лесов множатся. Каждый побывавший там считает своим долгом рассказать, что слышал выстрелы и стоны. Новгородцы говорят, что чертовщина прекратится, когда последний погибший будет предан земле.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.