125 лет русскому чуду: Транссибирская магистраль
29 марта 1891 года император Александр III подписал указ о строительстве Великого Сибирского Пути, более известного как Транссибирская железнодорожная магистраль.
Юбилейная дата в России широко не отмечается. Общество и государство относятся к Транссибу без эмоций: есть, и хорошо.
Между тем современники называли Транссиб одним из величайших технических достижений человечества, сравнивали его пуск с прокладкой Суэцкого канала и даже с открытием Америки.
По мнению современного историка Александра Горянина, оснований гордиться Транссибом у России не меньше, чем первым спутником.
За 40 предреволюционных лет в стране была построены 81 тысяча километров железных дорог, а с 1920-го по 1960 год — 44 тысячи километров. Более половины магистральных путей, ныне находящихся в распоряжении РАО «РЖД» — царское наследие.
Для огромной страны железнодорожное строительство было жизненной необходимостью. В середине XIX века доставка в Петербург пуда угля из Англии обходилась в 12 копеек, а из Донбасса — в рубль. Периодические вспышки голода происходили в основном не из-за физической нехватки хлеба, а из-за невозможности привезти его из урожайных губерний в неурожайные.
Построив железные дороги из Петербурга в Царское Село (1842) и из Петербурга в Москву (1851), Николай I их дальнейшего развития не приветствовал. «Железные дороги — не следствие насущной необходимости, а чаще предмет искусственных нужд и роскоши. Они побуждают к ненужным перемещениям с места на место», — утверждал министр финансов Егор Канкрин.
Александр II пересмотрел политику отца, поскольку Крымская война показала, что отсутствие транспортной инфраструктуры ослабляет военную мощь.
Министерство путей сообщения в России было учреждено 15 июня 1865 года. Общая протяженность железных дорог на тот момент не превышала 3 тыс. км.
Госкорпорация «Главное общество российских железных дорог», созданная для постройки пути из Москвы в Крым, ничего не построила и обанкротилась, причинив казне 130 миллионов рублей убытка, зато ее директор купил себе особняк в Петербурге и имение на Орловщине.
В 1866 году было решено передать железнодорожное строительство, а также производство рельсов, паровозов и вагонов в частные руки. За следующие три года инвесторы получили 139 лицензий.
Первая в мире электрифицированная железная дорога должна была появиться в России. В 1913 году было решено пустить электрички от Петербурга до Хельсинки, но реализации замысла помешала война.
Проект Транссиба зародился еще в 1837 году. Некий Николай Иванович Богданов (более о нем ничего не известно) предлагал протянуть железную дорогу до Кяхты, главного перевалочного пункта российско-китайской торговли.
У идеи имелись противники, называвшие ее сумасшествием и надувательством. Министр внутренних дел Иван Дурново за два года до начала строительства утверждал, что создание Транссиба приведет к массовому переселению крестьян в Сибирь, и во внутренних губерниях вздорожают рабочие руки.
«Первое, что следует ожидать от дороги, это наплыв разных аферистов, ремесленников и торговцев, затем явятся скупщики, цены поднимутся, губерния наводнится иностранцами, наблюдение за сохранением порядка станет невозможным», — тревожился тобольский губернатор.
Антон Чехов в 1890 году добирался от Москвы до Сахалина три месяца.
Сергея Витте считают отцом российского железнодорожного бума
Официально строительство началось 31 мая 1891 года. Наследник престола Николай Александрович в урочище Куперова падь под Владивостоком собственноручно наполнил землей тачку и высыпал ее на полотно. Строители начали двигаться навстречу друг другу от Владивостока и Миасса (Челябинская область), до которого путь был проложен ранее.
Будущий Николай II был назначен председателем государственного комитета по надзору за строительством. Занимавший в то время пост министра путей сообщения Сергей Витте утверждал в мемуарах, что предложение исходило от него. Александр III якобы удивился: «Наследник еще мальчик, как он может возглавлять комитет?», а Витте ответил, что если не поручать цесаревичу ничего важного, он и не научится.
Инициаторы создания Транссиба вдохновлялись примером самой длинной на тот момент железной дороги Union Pacific от Омахи до Сан-Франциско, сданной в эксплуатацию в 1870 году и также вдохнувшей жизнь в мало освоенные земли. Но протяженность Union Pacific составляла 2974 км, а Транссиба — 7528 км (вместе с участком от Москвы до Миасса — 9298,2 км). Вместе с ответвлениями были проложены 12390 км путей.
Американская дорога была технически сложнее в одном отношении: строителям пришлось преодолевать более высокие горы (перевал Доннер в Сьерра-Неваде имеет высоту 2191 метр над уровнем моря, а высшая точка Транссиба, станция Яблоновая, 1040 метров).
Транссиб обошелся в 1 млрд 455 млн рублей (около 25 миллиардов современных долларов). В отличие от большинства российских железных дорог, привлекалось и государственное финансирование.
Средняя скорость прокладки составляла полтора километра в день.
Строительство заняло 25 лет. Последний объект, мост через Амур длиной 2,6 км, был сдан в эксплуатацию 18 октября 1916 года.
Регулярное движение началось значительно раньше, 14 июля 1903 года, но от Читы до Владивостока поезда следовали не по недостроенному Транссибу, а по Китайско-Восточной железной дороге через Маньчжурию.
Договоренность о строительстве КВЖД была достигнута во время приезда китайского премьера Ли Хун Чжана в Москву на коронацию Николая II в мае 1896 года. Большая Советская энциклопедия 1935 года утверждала без ссылки на источник, что Ли Хун Чжан якобы получил от царского правительства миллионную взятку.
КВЖД сокращала путь на несколько сотен километров и считалась форпостом российского влияния в Маньчжурии, однако, по мнению ряда исследователей, принесла больше вреда, чем пользы, поскольку, проходя по китайской территории, являлась постоянным источником проблем и конфликтов. После прихода к власти коммунистов в 1949 году дорога была безвозмездно передана КНР.
Кроме того, первое время в Транссибе имелся разрыв: Байкал поезда пересекали на паромах, а зимой рельсы прокладывались по льду. 20 октября 1905 года была сдана в эксплуатацию Кругобайкальская дорога протяженностью 260 км с 39 тоннелями.
Тогда же в Иркутске был открыт памятник Александру III в форме железнодорожного кондуктора, а на станции Слюдянка — единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.
На строительстве Транссиба было занято до 20 тысяч рабочих. По политическим соображениям китайские и корейские гастарбайтеры не привлекались. Распространенное в советскую эпоху мнение, будто дорогу строили каторжники — миф.
Самые высокооплачиваемые рабочие, мостостроители-клепальщики, получали рубль за каждую заклепку и забивали семь заклепок за смену. Перевыполнение плана не допускалось, чтобы не страдало качество.
Часть грузов доставлялась Северным морским путем. Гидролог Николай Морозов провел 22 парохода из Мурманска в устье Енисея.
Амурский мост строился три года. Корабль, везший стальные пролеты из Одессы, потопила в Индийском океане германская субмарина, и работы затянулись на 11 месяцев.
На Амурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.
Паровозы, вагоны и 27-аршинная модель моста через Енисей стали гвоздем Всемирной выставки в Париже в 1900 году и получили там Гран-при. Французские журналисты называли Транссиб «становым хребтом русского исполина» и «грандиозным продолжением эпохи Великих географических открытий».
Владимир Ленин утверждал, что «дорога была великой не только по своей длине, но и по безмерному грабежу казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих».
Пассажирский экспресс шел от Петербурга до Владивостока 12 суток (сейчас благодаря электрической тяге и ликвидации одноколейных участков время в пути сократилось до семи дней).
Билет 1-го класса стоил 148 рублей 15 копеек (средняя зарплата промышленного рабочего за полгода); 2-го класса — 88 рублей 90 копеек; 3-го класса — 59 рублей 25 копеек.
К услугам пассажиров 1-го класса имелись салон-вагон с библиотекой и роялем, ванные и спортивный зал. Вагоны, отделанные красным деревом, бронзой и бархатом, выставлены в Железнодорожном музее в Петербурге.
В 1930-х годах японские дипломаты, ехавшие по Транссибу в Европу и обратно, сутками напролет по очереди считали встречные воинские эшелоны, поэтому по дороге передвигалось множество муляжей.
Электрификация Транссиба была полностью завершена в 2002 году.
Пропускная способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.
Время доставки контейнеров с Дальнего Востока в Европу по железной дороге составляет в среднем 10 суток, примерно втрое быстрее, чем морем, однако Транссиб обслуживает менее двух процентов международного товарооборота на этом направлении, прежде всего из-за отсутствия мощных перевалочных морских портов.
В 1999 году тогдашний министр путей сообщения Николай Аксененко пролоббировал строительство 8-километрового тоннеля из порта Ванино на Сахалин, чтобы впоследствии связать российские железные дороги с Хоккайдо. В настоящее время проект заморожен.
Юбилейная дата в России широко не отмечается. Общество и государство относятся к Транссибу без эмоций: есть, и хорошо.
Между тем современники называли Транссиб одним из величайших технических достижений человечества, сравнивали его пуск с прокладкой Суэцкого канала и даже с открытием Америки.
По мнению современного историка Александра Горянина, оснований гордиться Транссибом у России не меньше, чем первым спутником.
Интересные факты
Первые паровозы в России называли пароходами.За 40 предреволюционных лет в стране была построены 81 тысяча километров железных дорог, а с 1920-го по 1960 год — 44 тысячи километров. Более половины магистральных путей, ныне находящихся в распоряжении РАО «РЖД» — царское наследие.
Для огромной страны железнодорожное строительство было жизненной необходимостью. В середине XIX века доставка в Петербург пуда угля из Англии обходилась в 12 копеек, а из Донбасса — в рубль. Периодические вспышки голода происходили в основном не из-за физической нехватки хлеба, а из-за невозможности привезти его из урожайных губерний в неурожайные.
Построив железные дороги из Петербурга в Царское Село (1842) и из Петербурга в Москву (1851), Николай I их дальнейшего развития не приветствовал. «Железные дороги — не следствие насущной необходимости, а чаще предмет искусственных нужд и роскоши. Они побуждают к ненужным перемещениям с места на место», — утверждал министр финансов Егор Канкрин.
Александр II пересмотрел политику отца, поскольку Крымская война показала, что отсутствие транспортной инфраструктуры ослабляет военную мощь.
Министерство путей сообщения в России было учреждено 15 июня 1865 года. Общая протяженность железных дорог на тот момент не превышала 3 тыс. км.
Госкорпорация «Главное общество российских железных дорог», созданная для постройки пути из Москвы в Крым, ничего не построила и обанкротилась, причинив казне 130 миллионов рублей убытка, зато ее директор купил себе особняк в Петербурге и имение на Орловщине.
В 1866 году было решено передать железнодорожное строительство, а также производство рельсов, паровозов и вагонов в частные руки. За следующие три года инвесторы получили 139 лицензий.
Первая в мире электрифицированная железная дорога должна была появиться в России. В 1913 году было решено пустить электрички от Петербурга до Хельсинки, но реализации замысла помешала война.
Проект Транссиба зародился еще в 1837 году. Некий Николай Иванович Богданов (более о нем ничего не известно) предлагал протянуть железную дорогу до Кяхты, главного перевалочного пункта российско-китайской торговли.
У идеи имелись противники, называвшие ее сумасшествием и надувательством. Министр внутренних дел Иван Дурново за два года до начала строительства утверждал, что создание Транссиба приведет к массовому переселению крестьян в Сибирь, и во внутренних губерниях вздорожают рабочие руки.
«Первое, что следует ожидать от дороги, это наплыв разных аферистов, ремесленников и торговцев, затем явятся скупщики, цены поднимутся, губерния наводнится иностранцами, наблюдение за сохранением порядка станет невозможным», — тревожился тобольский губернатор.
Антон Чехов в 1890 году добирался от Москвы до Сахалина три месяца.
Сергея Витте считают отцом российского железнодорожного бума
Официально строительство началось 31 мая 1891 года. Наследник престола Николай Александрович в урочище Куперова падь под Владивостоком собственноручно наполнил землей тачку и высыпал ее на полотно. Строители начали двигаться навстречу друг другу от Владивостока и Миасса (Челябинская область), до которого путь был проложен ранее.
Будущий Николай II был назначен председателем государственного комитета по надзору за строительством. Занимавший в то время пост министра путей сообщения Сергей Витте утверждал в мемуарах, что предложение исходило от него. Александр III якобы удивился: «Наследник еще мальчик, как он может возглавлять комитет?», а Витте ответил, что если не поручать цесаревичу ничего важного, он и не научится.
Инициаторы создания Транссиба вдохновлялись примером самой длинной на тот момент железной дороги Union Pacific от Омахи до Сан-Франциско, сданной в эксплуатацию в 1870 году и также вдохнувшей жизнь в мало освоенные земли. Но протяженность Union Pacific составляла 2974 км, а Транссиба — 7528 км (вместе с участком от Москвы до Миасса — 9298,2 км). Вместе с ответвлениями были проложены 12390 км путей.
Американская дорога была технически сложнее в одном отношении: строителям пришлось преодолевать более высокие горы (перевал Доннер в Сьерра-Неваде имеет высоту 2191 метр над уровнем моря, а высшая точка Транссиба, станция Яблоновая, 1040 метров).
Транссиб обошелся в 1 млрд 455 млн рублей (около 25 миллиардов современных долларов). В отличие от большинства российских железных дорог, привлекалось и государственное финансирование.
Средняя скорость прокладки составляла полтора километра в день.
Строительство заняло 25 лет. Последний объект, мост через Амур длиной 2,6 км, был сдан в эксплуатацию 18 октября 1916 года.
Регулярное движение началось значительно раньше, 14 июля 1903 года, но от Читы до Владивостока поезда следовали не по недостроенному Транссибу, а по Китайско-Восточной железной дороге через Маньчжурию.
Договоренность о строительстве КВЖД была достигнута во время приезда китайского премьера Ли Хун Чжана в Москву на коронацию Николая II в мае 1896 года. Большая Советская энциклопедия 1935 года утверждала без ссылки на источник, что Ли Хун Чжан якобы получил от царского правительства миллионную взятку.
КВЖД сокращала путь на несколько сотен километров и считалась форпостом российского влияния в Маньчжурии, однако, по мнению ряда исследователей, принесла больше вреда, чем пользы, поскольку, проходя по китайской территории, являлась постоянным источником проблем и конфликтов. После прихода к власти коммунистов в 1949 году дорога была безвозмездно передана КНР.
Кроме того, первое время в Транссибе имелся разрыв: Байкал поезда пересекали на паромах, а зимой рельсы прокладывались по льду. 20 октября 1905 года была сдана в эксплуатацию Кругобайкальская дорога протяженностью 260 км с 39 тоннелями.
Тогда же в Иркутске был открыт памятник Александру III в форме железнодорожного кондуктора, а на станции Слюдянка — единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора.
На строительстве Транссиба было занято до 20 тысяч рабочих. По политическим соображениям китайские и корейские гастарбайтеры не привлекались. Распространенное в советскую эпоху мнение, будто дорогу строили каторжники — миф.
Самые высокооплачиваемые рабочие, мостостроители-клепальщики, получали рубль за каждую заклепку и забивали семь заклепок за смену. Перевыполнение плана не допускалось, чтобы не страдало качество.
Часть грузов доставлялась Северным морским путем. Гидролог Николай Морозов провел 22 парохода из Мурманска в устье Енисея.
Амурский мост строился три года. Корабль, везший стальные пролеты из Одессы, потопила в Индийском океане германская субмарина, и работы затянулись на 11 месяцев.
На Амурском участке был проложен первый в мире тоннель в вечной мерзлоте.
Паровозы, вагоны и 27-аршинная модель моста через Енисей стали гвоздем Всемирной выставки в Париже в 1900 году и получили там Гран-при. Французские журналисты называли Транссиб «становым хребтом русского исполина» и «грандиозным продолжением эпохи Великих географических открытий».
Владимир Ленин утверждал, что «дорога была великой не только по своей длине, но и по безмерному грабежу казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих».
Пассажирский экспресс шел от Петербурга до Владивостока 12 суток (сейчас благодаря электрической тяге и ликвидации одноколейных участков время в пути сократилось до семи дней).
Билет 1-го класса стоил 148 рублей 15 копеек (средняя зарплата промышленного рабочего за полгода); 2-го класса — 88 рублей 90 копеек; 3-го класса — 59 рублей 25 копеек.
К услугам пассажиров 1-го класса имелись салон-вагон с библиотекой и роялем, ванные и спортивный зал. Вагоны, отделанные красным деревом, бронзой и бархатом, выставлены в Железнодорожном музее в Петербурге.
В 1930-х годах японские дипломаты, ехавшие по Транссибу в Европу и обратно, сутками напролет по очереди считали встречные воинские эшелоны, поэтому по дороге передвигалось множество муляжей.
Электрификация Транссиба была полностью завершена в 2002 году.
Пропускная способность дороги, по оценкам специалистов, может достигать 100 млн тонн грузов в год.
Время доставки контейнеров с Дальнего Востока в Европу по железной дороге составляет в среднем 10 суток, примерно втрое быстрее, чем морем, однако Транссиб обслуживает менее двух процентов международного товарооборота на этом направлении, прежде всего из-за отсутствия мощных перевалочных морских портов.
В 1999 году тогдашний министр путей сообщения Николай Аксененко пролоббировал строительство 8-километрового тоннеля из порта Ванино на Сахалин, чтобы впоследствии связать российские железные дороги с Хоккайдо. В настоящее время проект заморожен.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Вот и в 21 веке надо строить на века, а не однодневки; царские постройки и ныне стоят в величии, выдержав не самые лучшие времена- наши сыпятся еще недостроенные. Выводы, господа, выводы, а они плачевны.
- ↓