Древнеславянские приключения

Из рассказов блоггера: «В жизни всегда есть место для подвига»,- в очередной раз меня посетила эта идея. И именно с этой мыслью я серфил по Интернету в поисках подходящей идеи для приключения.

Объявление о наборе в морскую дружину на копию древне-славянской ладьи «Русич». Прочитал – и мурашки побежали по спине.
Это удивительное судно было скопировано с плавательных средств, которыми пользовались варяги и древние славяне в X—XII веках, и было построено специально по заказу российских путешественников в 2006 году в Петрозаводске. Предлагаю вам увидеть несколько дней из жизни команды ладьи. Ладья была на тот момент в Австралии, именно туда я и отправился.
5 декабря 2013 год
Вот я ступил на борт! Выглядит все очень добротным, крепким, щели между досками залиты смолой. Все покрашено той же смолой, лаком, а кое-где и краской.

«Привет, славяне!» Встретили меня радушно. И я остался ночевать на ладье, хотя мог поехать к Стейву, он приглашал. Австралийцы – гостеприимный народ! Сергей показал мое место для ночлега на ладье, куда складывать вещи и т.д. Я не рассчитывал стартовать в таком холоде и у меня не было особо теплых вещей, поэтому Сергей мне выделил рыбацкий непромокаемый костюм, который достался от предыдущих членов команды.
Илья – боцман и первый помощник капитана выделил мне одеяло дополнительно к моему спальнику. Начало вечереть. Большинство команды ушло на берег в бар, я, капитан и боцман ужинали на палубе и разговаривали. Илья – большой, крепкий русский мужик, очень добрый и молчаливый.

Сергей – суровый и мудрый, с ним очень интересно общаться, хоть он тоже много не говорит… Но как скажет какую-нибудь глубокую мысль, и сидишь потом обдумываешь полчаса. Он многое прошел, испытал на себе и в долгих странствиях у него было время все осмыслить. Разговаривали о путешествиях, о добре и зле…

После того, как легли спать, ветер повернулся и стал задувать в бухту, поэтому нас стало сильно болтать. Капитан до этого не спал несколько ночей, когда переходили неспокойный Бассов пролив, и этой ночью тоже несколько раз выбегал, что-то поправлял.
Порт Иден. 6 декабря 2013 год
Сегодня древнеславянская ладья «Русич» пока никуда из порта не идет, так как еще штормит, и австралийская таможня еще не выписала какое-то разрешение двигать дальше, поэтому все отсыпаются.

Когда я проснулся, Энди пригласил меня и Сару (новичков на ладье) в закусочную в порту и угостил кофе.
Энди – очень веселый и общительный, по стилю жизни можно назвать его хиппи, длинные волосы, борода и постоянно прищуренные в улыбке глаза. Смеется всегда и везде, громко отрыгивает, чем сильно веселит команду. Такой себе «bad boy».

Сара – австралийка, слегка странноватая, ни с кем не общается и абсолютно никаких эмоций не выражает, только с Энди могут перекинуться парой дежурных фраз.

До обеда мыли ладью пресной водой, подкрашивали, наводили порядок. На обед Слава сварил отличный борщ, но есть никому не дал, сказал: «Пусть настоится».

Покормил салатом и повел всех в морской музей. Я никогда еще не платил так дорого за такую скукотищу: пара скелетов больших морских рыб, пару лодок и фотографии, как раньше ловили рыбу, убивали и разделывали китов…

Самое лучшее, что там было – это вид на океан с терассы.

Слава, он же Борисыч – в прошлом байкер, сейчас (после аварии) квадрациклист и держатель бара для байкеров. Пугает всех своим лихим внешним видом и обилием татуировок, хотя на самом деле весельчак и добряк.

Не знает на английском, наверное, и десятка слов, но с Энди (который тоже по-русски знает только: нет, да, спасибо, пожалуйста, кабак, пиво, баба) неразлучные друзья, везде вместе ходят, шутят и смеются, не переставая. Как они понимают друг друга, непонятно! Наверное, просто родственные байкерские души, вот и понимают друг друга с полуслова…

Потом зашли все вместе в распродажный магазин, где все по 1$. Все дружно утеплились, потому как ночные вахты в такую погоду – это не шутка. Зашли на обратной дороге в бар, пропустили по пивку и пошли на ладью. Нас там уже ждал Кевин – член команды на переходе из Тасмании в Иден. Бородатый весельчак из Бризбена.

Чуть позже подошли Алексей и Аня, они тоже здесь в Идене сошли на берег. Очень общительные, особенно Аня. Она тут же принялась мне рассказывать о тяготах и лишениях морской жизни.

Все ели и расхваливали борщ Славы. Кевин научил меня вязать несколько полезных узлов.

Был еще один австралиец Скот, который сегодня уезжал, тоже отличнейший парень, на которого можно положиться в трудную минуту.

За эти пару недель он уже успел выучить несколько русских слов. Он со всеми очень тепло попрощался, кинул свои вещи с ладьи на пирс и оттуда от всей души (чувствовалось, как он волнуется, и дрожит его голос), он сказал на русском: «Я люблю!» Быстро развернулся, прыгнул в машину и уехал. А ведь большинство из команды, которую он так полюбил за это время, да и саму ладью, возможно, он больше никогда не встретит… Это путешествие останется с ним на всю жизнь, а этих людей он будет помнить до конца своих дней.
Как раз расставания добавляют в эти насыщенные ярчайшими, положительными до приторности впечатлениями походы, немного горечи, что делает вкус лучше, более полным и настоящим.

7 декабря 2013 год
Старт под парусами.
Утром сборы в путь, завтрак вчерашним борщом. Ожидание, пока «таможня даст добро».

Провожать нас приехали Кевин с женой и Алексей с Аней.

Как только приехал таможенник и выдал все документы, быстро отчалили и вышли из бухты на двигателе. А там уже поставили парус, который понес нас на север к экватору. Наша задача сейчас за сутки пройти как можно дальше, так как потом ветер поменяется на встречный и усилится и идти дальше будет невозможно.

На борту нас всего 6 человек. Вахту держим по двое:
— с 10.00 до 14.00 и с 22.00 до 2.00 – Илья и Слава

— с 14.00 до 18.00 и с 2.00 до 6.00 – Сергей и я

— с 18.00 до 22.00 и с 6.00 до 10.00 – Энди и Сара

В связи с малым численным составом вахтить должен, как видите, даже кок, при этом обязанности по приготовлению пищи с него никто не снимает.

А также наш капитан не дает себе передыха. Если идем и ночью, то он практически не спит сутками, все время смотрит карты, прогноз погоды, GPS… Ведь пройти на старинном судне полмира, это не простая задача, требующая огромных усилий, нужно все учесть, ошибка или невнимательность могут быть фатальными.

Какой это кайф – идти под парусом! Только шум моря, ветер, похлопывание паруса, скрип оснастки и чувство безграничной свободы! Только команда, ладья и океан!

Ставить парус на ладье, в принципе, очень просто. Это только в начале тяжело разобраться в этой куче веревок и канатов. Последовательность примерно такая:
— 1 или 2 человека через систему блоков поднимают рею, а один заводит ее и ставит перпендикулярно корпусу ладьи (в опущенном состоянии рея лежит вдоль корпуса)
— затем парус поворачивают перпендикулярно ветру и фиксируют это положение брасами (канаты, прикрепленные в верхних углах паруса к рее)
— фиксируют шкоты (канаты, прикрепленные в нижних углах паруса)
— затем оттяжку нижней шкаторины (веревка в центре нижней стороны паруса)
— и, наконец, боковые оттяжки (веревки по серединам боковых сторон паруса)
— все свободные концы веревок сматывают и убирают из-под ног.
Мои советы против морской болезни (пока организм не привык к качке):
— в каюте не сидеть, а только лежать
— больше находиться на палубе и смотреть вдаль, на горизонт
Меня особо морская болезнь не мучила, но если я надолго отходил от этих правил, то появлялись неприятные ощущения внутри.
В первый же день плавания видел дельфинов совсем рядом, и под вечер недалеко проплывали несколько морских котиков. День прошел в управлении ладьей и созерцании морских пейзажей.

Ночью с 2.00 началась наша с Сергеем вахта. Время с 2.00 до 6.00 считается самым тяжелым, так как очень темно и очень хочется спать. И мы в полной темноте, только по приборам и маякам заводили ладью в бухту, так как утром по прогнозу должен был начаться сильный встречный ветер. Моей задачей было вести ладью точно по курсу или по ориентирам, которые мне давал Сергей.

Он то спускался в кубрик и смотрел там карты и GPS на экране ноутбука, то выходил на палубу и всматривался в темноту. Где-то ближе к 4.00 вышел на палубу еще на помощь Илья с мощным фонарем.

Стали на якорь и все пошли спать, а я на вахте следил, чтобы нас не сносило вместе с якорем.
В 6.00 проснулся Энди, а я пошел дрыхнуть.

8 декабря 2013 год
Стоянка в Batmens Bay
Batmens Bay – такое экзотическое название имеет городок, в котором ладья «Русич» проведет следующие двое суток в ожидании, когда ветер сменится на попутный.

Утром мы снялись с якоря и пришвартовались к пристани яхтклуба. Многие яхтклубы с удовольствием предоставляют нам бесплатное место стоянки, так как наше судно привлекает много внимания, а это для них cвоего рода реклама. Мы за это имеем жесткую парковку (можно ночью спокойно спать и не вахтить), доступ к пресной воде, электричеству и другим благам цивилизации.

Первым делом помыли палубу пресной водой, так как соль действует на все разрушающе.

Потом я, Сергей и Илья занялись расклейкой фотографий на стенды. На ладье есть 3 больших стенда, которые ставятся на берегу в местах наших стоянок + 1 стенд с бочонком для сбора пожертвований. Люди могут подойти, почитать, посмотреть, познакомиться с историей и оставить какую-то денежку для путешественников.

Все держится только на взносах таких участников плавания как я, а также на личных сбережениях и неуемной энергии Сергея Синельника.

Нет каких-то особых финансовых запасов, ладья не застрахована, поэтому, если что-то случится, какой-то форс-мажер, ладья не сможет двигаться дальше и экспедиция, не имеющая аналогов, прекратит свое существование! Думаю, морально очень тяжело постоянно находиться в таком шатком положении.
Каждые 5-10 мин кто-то подходит к стенду или ладье, смотрят, спрашивают, интересуются.

После установки стендов каждый пошел по своим делам: кто в кабак, кто гулять по городу, а я в Макдональдс – самую большую сеть в мире бесплатных туалетов и Wi-Fi. Нужно проверить почту и написать пару слов родным…

Потом небольшая стирка, ужин, релакс, разговоры о том о сем…
9 декабря 2013 год
Хозработы. На диком берегу.
Сегодня тоже парко-хозяйственный день, закупка провианта и всего необходимого на следующие несколько дней. Мы с Ильей занялись наведением порядка на палубе и покраской некоторых, уже обветшалых и потертых элементов. Чем мы и скоротали время до обеда.

Потом с Сергеем и Ильей сходили пообедали Fish & Chips и пошли гулять по городку каждый по отдельности.
Что примечательно, в каждом, даже самом маленьком городке, даже на трассе всегда везде чистота, порядок, газоны и кустарники пострижены, везде есть б-е-с-п-л-а-т-н-ы-е общественные туалеты, там идеальная чистота и везде есть туалетная б-у-м-а-г-а, а зачастую даже 2 рулона! Везде есть кабинка для инвалидов, а много где еще и душевая кабинка! У нас я не видел такого сервиса даже в платных туалетах, да вы не хуже меня знаете, как в нашей стране все организовано. А мы еще удивляемся, почему наши люди гадят в подъездах, лифтах и за углами… Австралия – страна для людей, здесь все делается для того, чтобы было комфортно жить, все это понимают, содействуют и не нарушают правил.

Вечером мы отчалили от пирса, вышли на двигателе из яхт-клуба и перешли в другую, более открытую бухту, чтобы с самого раннего утра еще до первой зорьки двинуть в путь, так как отрезок времени, когда ветер нам будет сопутствовать, очень короткий. Стали на якорь в дикой бухте. На берегу было совсем маленькое селение.

Я захотел прогуляться по берегу, посмотреть природу, сходить на мыс… Сергей попросил посмотреть на мысе силу и направление ветра, а также предложил Саре составить мне компанию.
Мы потихоньку на надувной шлюпке догребли до берега. Когда было уже по колено, я выскочил, чтобы затянуть лодку на берег, чтобы дама не мочила ноги. А когда обернулся, увидел, что она уже выныривает из воды. Как она умудрилась вывалиться за 2 метра до берега я так и не понял, или она тоже сразу за мной решила выскочить, но неудачно, то ли ее качнуло и выбросило приливной волной? Языковой барьер не дал возможности это выяснить. Я не смеялся, чтобы не обидеть, но выглядело это действительно очень смешно.
Сара выкрутила часть своих вещей и мы пошли по берегу. Но шла она так медленно, что стало понятно: что мы до темна даже до мыса не успеем. Тогда я сказал ей, что пробегусь, а она пусть просто здесь погуляет и побежал. Песчаные пляжи сменялись каменистыми берегами, кое-где приходилось даже перелезать, опасаясь с высоты свалиться в воду.

Встретил много диких кенгуру, которые меня совсем не боялись, большие такие, подпускали совсем близко, метров на 10-15, а потом, не спеша, прыгали с недовольным видом.

Добежал до мыса. По моим прикидкам туда было около 2-3 км. Ветер там, действительно, с севера (пока еще встречный), но не очень сильный. До заката оставалось около получаса и я побежал назад.

К шлюпке прибежал, когда солнце уже почти зашло. Судя по виду Сары, она уже очень устала ждать и замерзла. Ну надо было не стоять, как памятник, а гулять, тогда бы и не замерзла и не скучала.

Зато когда мы поднялись на борт, она весь вечер пыталась всем рассказать, сколько всего испытала. Видимо, пережитый стресс помог расслабиться и, наконец-то, начать общаться с командой, выражая эмоции
« Парк "Айвазовское", Крым
Мир Снежной Королевы »
  • +26

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.