Старинная и романтичная Падуя

Падуя – один из крупных городов региона Венето. Первые поселения на этом месте возникли ещё в XI в. до н.э. Во времена Римской империи здесь уже существовал большой город Патавий.
В средние века город находился под властью разных властных семейств – Гибеллинов, Скалигеров и Каррарези, пока не был включен в состав Венецианской республики в XV в.
С XIII в. город становится центром паломничества, т.к. именно здесь хранятся чудотворные мощи Святого Антония. Будучи ещё при жизни одним из самых почитаемых францисканцев, он был канонизирован практически сразу после смерти. Ещё через полвека в Падуе завершается строительство огромной Базилики Святого Антония или просто Иль Санто.


Популярность Антония Падуанского не угасает до сих пор. Храм открывает свои двери рано утром, закрывает ночью, службы проводятся каждые 30 минут (такой график не встретишь ни в одной итальянской церкви, даже в кафедральных соборах многих городов). Ежегодно святыню Св. Антония посещают более 6 миллионов человек!


Базилика сочетает в себе архитектурные элементы разных стилей. К готическому храму пристроен романский фасад, «византийские» купола по образу Базилики Св. Марка в Венеции и колокольни, похожие на минареты.



Этому храму присуждено почетное звание папской базилики, с прямым подчинением Святому Престолу (всего таких храмов 10, из них лишь 5 вне Рима).

В середине XV в. в Падуе больше 10 лет жил Донателло. Первой его работой стала знаменитая конная статуя правителя города – кондотьера Гаттамелаты. Оригинал до сих пор стоит у базилики Иль Санто.

Примерно в те же годы Андреа Мантенья создает фреску «Св. Антоний и Св. Бернардин Сиенский у монограммы Христа» над входом в собор. Сейчас на фасаде можно видеть копию, оригинал в Антонианском музее.

Интерьер подвергался различным изменениям с момента постройки в начале XIV в. вплоть до наших дней.
Вторая значительная работа Донателло в Падуе – центральный алтарь. Первоначальный проект великого мастера неоднократно перестраивался. К счастью, сохранились оригинальные скульптуры и барельефы, все они встроены в алтарь XIX в.

Всего Донателло создал 8 скульптур: “Распятие” (по проекту автора не входило в состав алтарной группы, а размещалось на хорах собора), “Богородица с младенцем”, “Св. Людовик Тулузский”, “Св. Франциск Ассизский”…

…и четыре покровителя Падуи: “Св. Антоний Падуанский”, “Св. Иустина Падуанская”, “Св. Просдоций, первый епископ Падуи” и “Св. Даниил Падуанский”.
Также руке мастера принадлежат 11 рельефных табличек: “Погребение Христа” (в отличие от остальных работ, выполненных в бронзе, эта – из известняка), четыре чуда Св. Антония, ранее нигде не изображавшихся; их иконография была фактически разработана самим Донателло: “Поклонение мула святым дарам”, “Чудо с заговорившим младенцем”, “Воскрешение юноши” и “Чудо с сердцем скупца”, четыре символа евангелистов: “Орёл Св. Иоанна”, “Ангел Св. Матфея”, “Лев Св. Марка”, “Телец Св. Луки”, и две таблички с ангелочками.

Во второй половине XIV в. кондотьер Бонифачио Лупи поручает строительство Капеллы Св. Иакова архитектору Андриоло де Санти. В последствии, для фресковой росписи капеллы были наняты Альтикьеро да Дзевио и Якопо Аванци.
Художники создают цикл с сюжетами на тему жития Св. Иакова.

В последствии, Альтикьеро уже в одиночку создает один из своих главных шедевров – “Распятие”, занимающее всю центральную часть задней стены капеллы. Особенно отмечают внимание художника к бытовым деталям в толпе и мастерскому владению цветом.

Капелла “делла Томба” (могилы Святого) была построена в XVI в.

Центральный алтарь, на котором находится мраморная усыпальница, окружена девятью барельефами с сюжетами на тему жития Св. Антония.

На следующем фото – барьельеф “Чудо с сердцем скупца”, работа Туллио Ломбардо.

“Чудо с раскаявшимся”, также Туллио Ломбардо. История чуда такова: молодой падуанец ударил свою мать ногой, после чего, дабы искупить свой грех, отрезал себе обе ноги, неверно истолковав ответ Св. Антония во время исповеди. Молва о столь суровом наказании быстро облетела весь город, Св. Антоний пришел к несчастному, и, видя, что тот искренне раскаивается, приставил обе ноги на прежнее место, и они чудесным образом приросли.

“Чудо с заговорившим младенцем” – работа младшего брата Туллио – Антонио Ломбардо. Мужчина подозревал свою жену в измене и отрекался от новорожденного. После молитвы Святого, младенец отчетливо подтвердил, что рожден от своего законного отца.

Остальные барельефы выполнены Якопо Сансовино, Антонио Минелло и другими скульпторами XVI в.

Отдельные части тела Св. Антония (речевой аппарат, язык и, если не ошибаюсь, часть колена), которые, как считается, обладают особенной силой, выставлены в специально выстроенной Капелле Сокровищ. Спроектировал саму капеллу ученик Бернини – Филиппо Пароди. К сожалению, фото внутри запрещено.
Невероятное впечатление производит Капелла благословенного Луки Беллуди (спутника Св. Антония в последние годы его жизни). Стены и своды капеллы украшены 68 фресками конца XIV в. кисти Джусто де Менабуои и его учеников. Сюжеты – жития апостолов Иакова и Филиппа, несколько эпизодов из жизни самого Луки Беллуди, а также “Распятие” и в центре капеллы – “Богородица с младенцем”.

На первом левом столпе центрального нефа находится “Мадонна дель Пилястро”. Мадонна с младенцем – работа XIV в. Стефано да Феррары, в последствии была дополнена фигурами Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста учениками Альтикьеро в начале XV в. Рядом также есть фреска XIV в. “Мадонна на троне с младенцем”, приписываемая Гуариенто ди Арпо.

Огромное пространство сводов центрального нефа и капелл за алтарем украшены фресками XX в.

В состав Иль Санто входит и францисканский монастырь, существовавший ещё до того, как в город прибыл Св. Антоний. Последняя крупная перестройка была осуществлена в XV в. Монастырь был разделен на 4 корпуса с клуатрами. Главный клуатр (с XIX в. – Клуатр Магнолии, из-за дерева, посаженного в центре).

Вдоль стен расположены усыпальницы знатных горожан XIV-XVI вв., две из которых украшены фресками Альтикьеро и Джусто де Менабуои.
Именно из этого клуатра лучше всего заметно сходство комплекса с Собором Айа София и даже с мечетями архитектора Синана (например – с Мечетью Сокколу Мехмет Паши) и его учеников – Давута Ага (Новая Мечеть) и Седефхара Мехмета Ага (Голубая Мечеть), также основанными на византийских архитектурных традициях.

Клуатр Дженерали и прилегающие здания служили падуанской резеденцией главы францисканского ордена.

Два других клуатра – «Парадизо» (выглядит как «клуатр Магнолии», построен на месте старого францисканского кладбища) и «Новицато» (выглядит как «Дженерали», до сих пор используется послушниками, претендующими на вступление в ряды ордена). Из «Парадизо» можно попасть в Антонианский музей. Именно здесь хранится оригинальный люнет с фасада Андреа Мантеньи.

оллекция довольно внушительная. Центральное место занимает «Пала ди Сан Френческо ди Пирано» Витторе Карпаччо (живописный город Пиран принадлежал Венецианской республике до её падения в конце XVIII в. Сейчас это территория Словении. Картина была перенесена из пиранской церкви Св. Франциска в базилику Иль Санто на сохранение во время второй мировой войны). Капелла Св. Агаты базилики была переосвящена в капеллу Св. Розы Лимской, алтарный образ – “Мученичество Св. Агаты” Джанбаттиста Тьеполо теперь также в музее. Также стоит обратить внимание на картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя» Джанбаттиста Пьяццетты и внушительную коллекцию церковных облачений разных веков, в том числе и личную мантию папы Сикста IV.

Вплотную к базилике пристроена Капелла Сан Джорджо. Раймондино Лупи, маркиз города Соранья, начал строительство в 1376 году, в качестве погребальной часовни. После смерти маркиза, его племянник Бонифаччо Лупи достраивает капеллу.

К тому времени уже была завершена роспись капеллы Св. Иакова внутри базилики и зарекомендовавший себя Альтикьеро получает заказ на роспись стен и сводов.
Художник создает потрясающий фресковый цикл. На контрфасаде изображены сцены из Нового Завета. Сюжеты правой стены посвящены житиям Св. Георгия, левой – Екатерины Александрийской и Луции Сиракузской. В алтарной части находится фреска «Распятие», считающаяся одной из наиболее выдающихся произведений итальянской живописи XIV в.

Соседнее с капеллой здание – Скуола дель Санто или Сколетта. Здание было построено в середине XV в. и служила приватной часовней братства Св. Антония.

В начале XVI в. строится второй этаж – просторный зал для заседаний. Сразу после постройки, зал украшается фресками, изображающими жития Св. Антония. Молодой Тициан, переехавший в Падую, спасаясь от венецианской чумы, получает свой первый большой заказ именно здесь; его кисти принадлежат три фрески: “Чудо с заговорившим младенцем”, “Чудо с ревнивым мужем”, и “Чудо с раскаявшимся”.

Другие фрески зала – работы Франческо Вечеллио (старший брат Тициана), Бартоломео Монтаньи, Доменико Кампаньолы и др.

В XVIII в. лестницу, соединяющую церковь с залом и внутренний двор перестраивают по проекту Джованни Глориа.


В южной части исторического центра Падуи находится самая большая в Европе площадь – Прато делла Валле.
Некогда на этом месте находилось Марсово Поле и древнеримский амфитеатр. Однако, крупное наводнение в конце VI в. превратило местность в болото. Веками жители города пытались воскресить здесь жизнь, но удалось это только в XVIII в.

Под руководством политика Андреа Меммо строится овальный канал и система подземных гидросооружений. Впоследствии канал был украшен 88-ю статуями, изображающими знаковых для Падуи исторических личностей. До наших дней сохранилось лишь 78 статуй – 10 из них, изображавших венецианских дожей, были уничтожены по приказу Наполеона.

На юго-восточной стороне площади находится огромная (длина нефа – 120 метров) базилика Санта Джустина.

Первый храм на месте базилики был построен у раннехристианских захоронений, среди которых были обнаружены мощи первого епископа Падуи – Св. Просдоция (ученика Св. Петра) и его крестницы – мученицы Св. Иустины Падуанской.

Существующее здание строилось с XV по XVII вв.; это первое значительное здание, построенное на болотах Прато делла Валле после наводнений, долгое время оно оставалось одним из самых больших зданий в мире.
Собор увенчан куполами в византийском стиле, как у Иль-Санто.
Фасад по сей день не завершен, но с 2000-х годов рассматриваются различные проекты по его достройке.

Интерьер, из-за размеров пространства, кажется немного пустым. На самом деле, тут есть на что посмотреть: алтарный образ – “Мученичество Св. Иустины” Паоло Веронезе (считается одной из лучших работ мастера).

Базилика невероятно богата на реликвии. Здесь хранятся частицы мощей евангелистов Луки и Матфея (!), Максима Исповедника, Юлиана Странноприимца и, конечно, обретенные мощи ранее упомянутых падуанских покровителей – Св. Простоция и Св. Иустины. Несмотря на это, соседняя базилика Св. Антония перетягивает на себя абсолютное большинство паломников.




На другой стороне площади – Лоджия Амулеа. Этот неоготический палаццо использовался весь XX век как пожарная станция. Сегодня здесь находятся административные офисы.

Напоследок ещё несколько фото с Прато делла Валле.



В самом сердце Падуи находится несколько исторических площадей при важнейших городских постройках: Кафедральном соборе, Дворце судебных заседаний.

Собор Успения Богородицы, он же Дуомо, начался строится в XVI в., а освящен был лишь в XVIII в. До него на этом месте стояла раннехристианская базилика, разрушенная землетрясением XII в., а затем романский собор, в последствии разобранный для строительства существующего.

Епископская коллегия объявила конкурс на строительство нового ренессансного собора, в котором победил совместный проект Микеланджело, Андреа да Валле и Агостино Ригетто. В последующие века проект многократно дополнялся деталями и изменялся. Фасад, возведение которого начали в последнюю очередь, был разрушен бомбой во время Первой Мировой войны, и с тех пор остается незавершенным.

Интерьер светлый и просторный, но без каких-либо выдающихся шедевров.

Настоящий шедевр кроется в баптистерии XII в., который сохранился от второго, романского храма. Внутри – ошеломляющие фрески Джусто де Менабуои. К сожалению, в полной мере оценить не удалось – внутри сейчас идет реставрация, но некоторые детали уже открыты. Так выглядит купол, а так – одна из стен.

На домской площади находится также Палаццо дел Монте ди Пьета, некогда принадлежавший отцу Энрико Скровеньи. Ныне дворец принадлежит банковской компании; здание используется для организации художественных выставок.
Мне повезло и я попал на выставку Пьетро Бембо – он был известным кардиналом, филологом (ему приписывают значительный вклад в формирование современного итальянского языка) и коллекционером, а также основателем первого в Италии музея искусства эпохи Возрождения, который находился в его доме в Падуе.
Сейчас его коллекция раскидана по музеям всего мира, и поэтому попасть на такую выставку – большая удача.







Восточнее площади Дуомо находится дворец судебных заседаний Падуи или Палаццо делла Раджионе.

Ратуша строилась в течение 50 лет, с середины до конца XIII в.
Второй ярус здания окружен живописной галереей.

Характерная особенность здания – крыша в виде перевернутого корабля, проект монаха-эремита Джованни. Крышу пришлось полностью перекладывать в XVIII в. после того как её целиком снесло ураганом.

Для посещения доступен второй ярус, здесь размещается Салон – это один из самых больших залов мира. Первоначально он использовался для заседаний городского суда.

Фрески на астрологические и религиозные темы сохранились с XV в. Эти фрески писались после пожара и есть версия, что первые фрески Салона писал Джотто.


В торце зала стоит деревянный макет лошади Гатамелаты Донателло

Ратуша расположена между двух рыночных площадей. Одна из них – Пьяцца делле Эрбе (‘площадь трав’). Она сохранила свои рыночные функции – палатки с овощами и фруктами разворачивают здесь каждый день. С 2000-х годов появилась особая традиция – молодежь Падуи собирается на Пьяцца делле Эрбе каждую среду и все они пьют популярный в Венето коктейль Спритц (смесь Просекко и аперитива Aperol).

Вторая площадь – Пьяцца делла Фрутта (‘площадь фруктов’). Здесь иногда проводят ярмарки одежды, но обычно площадь пустует.

На площади доминирует Башня Старейшин, она же Белая башня, XIII в.

Башня – часть комплекса Городской ратуши (Палаццо Комунале).

Корпуса ратуши и их фасады строились в разное время – отсюда и такая эклектичность стилей.

Вид от Палаццо делле Раджионе.

Между Пьяцца делле Фрутте и Пьяцца Дуомо – Пьяцца деи Синьори.

Здесь на себя сразу обращает внимание Торре дель Оролоджо (‘Часовая башня’). Башня «зажата» междлу Дворцом Казначеев и Дворцом Капитанов. Она была построена в XIV в., тогда же на ней были размещены одни из первых астрономических часов в Италии. Их практически полностью переделали после пожара XV в.; до сих пор ходят.

По соседству – Лоджия делла Гран Гуардиа, XV в.

А по другую сторону площади – церковь Сан Клименте.

Небольшая церковь XI в. была значительно перестроена в XVI в., тогда и приобрела дошедший до наших времен фасад, с фигурами самого Климента и Иоанна Крестителя.

Напоследок – парочка общих видов улиц этого района Падуи.



« Семь тысяч под землей
Такая разная Греция »
  • +12

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Лошадь понравилась!