Охота на гейшу
Лёгким изящным движением руки гейко Коёси приоткрывает занавески чайного домика, бросая мимолётную улыбку случайным прохожим. Сегодня у неё первый день в звании «гейко», и мы присутствуем на церемонии «эрикаэ», когда молодая майко (ученица) становится полноправной гейшей.
В Японии сохранилось несколько особых районов, которые служат центрами традиционного японского искусства. Эти районы называются карюкаи. «Карюкаи» означает «мир цветов и ив». Пожалуй, самый известный из них – Гион Кобу в Киото, в котором мы сейчас находимся. Люди приходят в чайные домики («очая»), чтобы получить эстетическое удовольствие, поговорить с гейко и майко на разные темы – искусство, музыка, литература, принять участие в чайной церемонии, послушать музыку (например, игру гейш на шамисэне) и увидеть традиционные танцы.
Квартал Гион находится неподалеку от чудесных ивовых аллей, вдоль водных каналов изящно свешивающих свои ветви. Здесь и поныне сохраняют традиции воспитания гейш. В Японии же более принято называть гейш «гейко», что значит «человек искусства», взамен слова «гейша», что означает «актриса»…
Чтобы стать гейшей, нужно пройти непростой путь: с самых ранних лет дети обучались танцам, пению, игре на различных музыкальных инструментах, этикету и специальному наречию, на котором следовало говорить с клиентами, посетителями очая. Происходило обучение за счёт средств окия («окия» – дом гейш). Владелицы окия, бизнес-женщины с крепкой хваткой, обеспечивали молодых девушек всем необходимым для работы, служа своего рода агентами между окия и очая (чайными домиками).
Карьера будущей гейши начиналась с ученицы, помощницы. Затем девочка становилась «майко» («женщина танца», молодая гейша). Примерно лет в 20 происходит то самое событие, которое мы с вами наблюдаем – эрикаэ, что означает «заворачивание воротничка». Дело в том, что у майко при каждом одевании к элементу одежды пришивается воротничок. Изначально он красного цвета, но со временем его вышивают серебряными, золотыми и белыми нитками. Вышивки рассказывают историю майко. Когда девочка становится взрослее, красный цвет почти исчезает под вышивкой. А когда майко становится гейко, то она меняет воротничок на абсолютно белый. Это – символ её самостоятельности, взросления. В день эрикаэ гейко должна обойти чайные домики в своём карюкаи (в своём районе) и поприветствовать всех владельцев очая, с кем она работала, всех-всех своих знакомых. Эта церемония продолжается около 4-5 часов.
Сейчас в Гионе осталось не так уж и много чайных домиков, но, говорят, традиции постепенно возрождаются – и количество гейш с каждым годом потихоньку возрастает. Но беда ещё и в том, что Киото – одно из самых популярных направлений для туристов со всего мира. Поэтому гейши в первую очередь страдают от журналистов и папарацци. И это неудивительно – гейш осталось меньше тысячи (хотя до войны было порядка 80 тысяч!). Поэтому при любом появлении гейши на улице начинается настоящая «охота на гейш». Бедным девушкам ничего не остаётся, кроме как перемещаться на такси от домика к домику. Надо ли говорить, что дату проведения эрикаэ пытаются сохранить в тайне – но слухи есть слухи, и посвященные фотографы Киото собираются перед окия в надежде получить несколько красивых кадров гейши.
Поэтому вы можете представить такую удивительную картину: гейша, вместе со своим «телохранителем», проходя по узеньким переулкам Гиона, преследуется толпой туристов и журналистов, как яркая звезда кинематографа. Многие фотографы даже берут с собой раскладные лесенки, чтобы забраться выше других…
Если вы хотите увидеть гейшу в наши дни, то самый лучший способ – приехать на Мияко Одори («Танец Вишни»), театрализованное представление с танцами майко и гейко. Событие проходит в апреле. Ещё один чудесный праздник – Гион Матцури, проводится в июле. На праздники стекается огромное количество людей. Вообще говоря, в Киото, в Гионе, чудесно гулять под дождём или ранним утром – когда на улицах совсем мало людей. Каждая улочка выглядит так, будто ей не меньше тысячи лет. А к востоку от Гиона находится пагода и храм Ясака, тоже удивительное место, одно из любимых мест наблюдения за цветением сакуры у японцев. Так и я, перебираясь в ночи от улочки к улочке меж пагод и покосившихся бамбуковых сарайчиков, чувствовал холодок, пробегающий по спине: казалось, легенды и истории о ниндзя и самураях тут оживают. Это настоящая Япония.
Но вернемся к нашей «охоте на гейш», догоним нашу красавицу и посмотрим на неё со стороны. Движения гейко отточены даже во время приветствия или открытия дверей очия. А походка тоже необычна: кимоно требует особо прямой осанки. Коленки у гейко полусогнуты, и пальцы ног слегка расставлены. Поэтому походка кажется со стороны семенящей, косолапой – но зато кимоно не распахивается и детали одежды не сползают. Внешняя, физическая красота не менее важна в искусстве гейши, чем её знания и умения.
Топает гейша в специальных сандалиях («окобо»), а на ногах одеты смешные на первый взгляд белые носки, на которых большой палец отсоединен от остальных – как на рукавицах. Конечно, в сандалиях высотой 10-15 см ходить очень тяжело, а ещё и учитывая вес кимоно, которое может достигать даже 15-20 кг! Неудивительно, что есть даже такая профессия – «одевальщик» гейш. Каждое кимоно, каждая деталь должны быть подогнаны, собраны, как дорогой болид, и оформлены на теле женщины. Ведь главное, к чему стремится гейша – совершенство. Совершенство во внешнем виде, в танце, в знании тонкостей чайных церемоний. Во многом о характере гейко или майко, об их жизненном статусе можно сказать по кимоно. Кимоно может почти не содержать деталей, но всё кроется в мелочах: орнаментах пошива, символах, вышитых на ткани. Символы, например, соответствуют времени года: кленовые листья в ноябре, сливы в феврале или соловьи в начале марта. Всего же в японской традиции 28 сезонов. Каждое кимоно – индивидуальной работы, это целое произведение искусства. Конечно, кимоно настоящих майко или гейко ни в какое сравнение не идут с теми, в которых сейчас популярно фотографироваться для фейсбука среди молодежи, совершающей променад по туристическим местам Киото. Стоимость кимоно может достигать нескольких тысяч (а то и десятков тысяч) долларов.
Интересна и причёска гейко: говорят, она содержит много острых предметов, чтобы девушка смогла обороняться от клиентов, которые зайдут слишком далеко. Со стороны причёска выглядит совершенной. Майко и гейко носят её по 5 дней в неделю. Это не проходит просто так: со временем макушка у гейко лысеет, из-за того, что постоянно оказывается давление на волосы. Но заметить это невозможно, если волосы собраны. Гейко и майко оставляют на шее по 2 или 3 вертикальные полосы не закрашенными пудрой, и оставляют уши открытыми. У японцев принято считать, что шея и уши – самые красивые части тела. А полоски позволяют визуально удлинить шею, сделать её более грациозной.
Вообще, до недавнего времени работа гейш была окутана тайнами и домыслами. И даже сейчас возникают двусмысленности, вызванные неверными трактовками терминов, исторических событий. Так, люди, только поверхностно знакомые с культурой Японии, могут путать гейш с куртизанками. На западе это вызвано отчасти известной книгой Артура Голдена «Мемуары гейши» (и одноименным фильмом), где много художественных домыслов автора, особенно касательно интимной жизни гейш. На самом же деле всё обстояло совсем иначе: жизнь гейш никогда не была связана с близкими отношениями с клиентами. Их задача – обеспечивать культурный досуг людей. Даже система внутри окия, домов гейш, запрещала мужчинам появляться в гостях. Конечно, богатые клиенты часто пытались «подкупить» девушек подарками, но жизнь гейко была строго регламентирована и в ней просто не было места длительным отношениям с мужчинами. Взрослая, независимая гейша при этом могла иметь семью, но она уже не жила в окия.
Сейчас туристам могут предлагать короткие чайные церемонии с участием майко или гейко, но нужно понимать, что они будут существенно отличаться от настоящей японской чайной церемонии, где всё же основным ключом будет не развлечение, а беседа, игра, культурный досуг. И, к сожалению, в арсенал знаний гейши не входит знание языков. По традиции человек может быть клиентом очая только по рекомендации: так женщины были более уверены в том, что клиент будет порядочным. Иногда это даже выливалось в семейные традиции: клиентом одного и того же чайного домика могла быть целая семья, а затем и их дети на протяжении поколений.
Сама чайная церемония («озашики» или «банкет» – то же по сути, что и название комнаты для церемоний) может начинаться с танца, продолжаться беседой на тему музыки и искусства, и заканчиваться игрой в карты. Танец отличается от балета – хотя и схож с ним тем, что требует почти таких же навыков балансировки, равновесия, какие требуются и от балерины. Движения же более размеренные, не такие резкие, как в балете. Движения в танце – это набор определенных поз («ката»), которые объединяются затем в единый сюжет. Гейко должна хорошо знать искусство икебаны, новинки литературы, уметь хорошо рисовать. Часто клиентов угощают лакомствами или ужином. В очая не готовят пищу, а заказывают в хороших ресторанах. Настоящая чайная церемония может обойтись клиенту от 500 долларов в час (это «классическая» цена не самой известной майко). Все предметы, участвующие в церемонии, словно со своей душой – сделаны вручную, с любовью. Каждая вещица имеет своё значение. Также и любые движения, жесты гейко во время церемоний, отточенные годами, имеют свой собственный смысл.
Что же, познакомившись с японской красавицей, словно сошедшей с гравюр и картин 18 века принцессой Хейян, мы попрощаемся с ней у дверей окия, пожелав ей успешной карьеры – уже в обличии гейко.
Behind the scene или как тяжело было снимать этот небольшой репортаж. Японцы очень агрессивны, на самом-то деле. Только посвященные знают об этой церемонии. Иначе было бы ещё хуже. Мне же просто повезло – говорите чаще с прохожими!
В Киото такая сцена – не редкость. Японки любят гулять в кимоно, чаще – со своими любимыми.
Иногда на улицы пускают специальных «гейш» – для съемок. Берут за это плату.
Чтобы увидеть гейш на улицах нужно либо приезжать на фестиваль Мияко Одори (апрель) – когда гейши и майко танцуют в местных театрах, и порой возвращаются домой по узким улочкам Гион Кобу. Либо приезжать на фестиваль Джидаи Матсури, в октябре. В процессии фестиваля всегда можно поймать красивый взгляд гейши.
А детишки в кимоно тоже чудесны!
Это Понтотё – квартал из одной улицы, с обилием изысканных ресторанов, чайных домиков по соседству с рекой Камо. Здесь можно потратить целое состояние за один ужин.
Самый центр Гион-Кобу – улица склонившихся над каналами и мостиками ив. Настоящий ивовый мир.
В Японии сохранилось несколько особых районов, которые служат центрами традиционного японского искусства. Эти районы называются карюкаи. «Карюкаи» означает «мир цветов и ив». Пожалуй, самый известный из них – Гион Кобу в Киото, в котором мы сейчас находимся. Люди приходят в чайные домики («очая»), чтобы получить эстетическое удовольствие, поговорить с гейко и майко на разные темы – искусство, музыка, литература, принять участие в чайной церемонии, послушать музыку (например, игру гейш на шамисэне) и увидеть традиционные танцы.
Квартал Гион находится неподалеку от чудесных ивовых аллей, вдоль водных каналов изящно свешивающих свои ветви. Здесь и поныне сохраняют традиции воспитания гейш. В Японии же более принято называть гейш «гейко», что значит «человек искусства», взамен слова «гейша», что означает «актриса»…
Чтобы стать гейшей, нужно пройти непростой путь: с самых ранних лет дети обучались танцам, пению, игре на различных музыкальных инструментах, этикету и специальному наречию, на котором следовало говорить с клиентами, посетителями очая. Происходило обучение за счёт средств окия («окия» – дом гейш). Владелицы окия, бизнес-женщины с крепкой хваткой, обеспечивали молодых девушек всем необходимым для работы, служа своего рода агентами между окия и очая (чайными домиками).
Карьера будущей гейши начиналась с ученицы, помощницы. Затем девочка становилась «майко» («женщина танца», молодая гейша). Примерно лет в 20 происходит то самое событие, которое мы с вами наблюдаем – эрикаэ, что означает «заворачивание воротничка». Дело в том, что у майко при каждом одевании к элементу одежды пришивается воротничок. Изначально он красного цвета, но со временем его вышивают серебряными, золотыми и белыми нитками. Вышивки рассказывают историю майко. Когда девочка становится взрослее, красный цвет почти исчезает под вышивкой. А когда майко становится гейко, то она меняет воротничок на абсолютно белый. Это – символ её самостоятельности, взросления. В день эрикаэ гейко должна обойти чайные домики в своём карюкаи (в своём районе) и поприветствовать всех владельцев очая, с кем она работала, всех-всех своих знакомых. Эта церемония продолжается около 4-5 часов.
Сейчас в Гионе осталось не так уж и много чайных домиков, но, говорят, традиции постепенно возрождаются – и количество гейш с каждым годом потихоньку возрастает. Но беда ещё и в том, что Киото – одно из самых популярных направлений для туристов со всего мира. Поэтому гейши в первую очередь страдают от журналистов и папарацци. И это неудивительно – гейш осталось меньше тысячи (хотя до войны было порядка 80 тысяч!). Поэтому при любом появлении гейши на улице начинается настоящая «охота на гейш». Бедным девушкам ничего не остаётся, кроме как перемещаться на такси от домика к домику. Надо ли говорить, что дату проведения эрикаэ пытаются сохранить в тайне – но слухи есть слухи, и посвященные фотографы Киото собираются перед окия в надежде получить несколько красивых кадров гейши.
Поэтому вы можете представить такую удивительную картину: гейша, вместе со своим «телохранителем», проходя по узеньким переулкам Гиона, преследуется толпой туристов и журналистов, как яркая звезда кинематографа. Многие фотографы даже берут с собой раскладные лесенки, чтобы забраться выше других…
Если вы хотите увидеть гейшу в наши дни, то самый лучший способ – приехать на Мияко Одори («Танец Вишни»), театрализованное представление с танцами майко и гейко. Событие проходит в апреле. Ещё один чудесный праздник – Гион Матцури, проводится в июле. На праздники стекается огромное количество людей. Вообще говоря, в Киото, в Гионе, чудесно гулять под дождём или ранним утром – когда на улицах совсем мало людей. Каждая улочка выглядит так, будто ей не меньше тысячи лет. А к востоку от Гиона находится пагода и храм Ясака, тоже удивительное место, одно из любимых мест наблюдения за цветением сакуры у японцев. Так и я, перебираясь в ночи от улочки к улочке меж пагод и покосившихся бамбуковых сарайчиков, чувствовал холодок, пробегающий по спине: казалось, легенды и истории о ниндзя и самураях тут оживают. Это настоящая Япония.
Но вернемся к нашей «охоте на гейш», догоним нашу красавицу и посмотрим на неё со стороны. Движения гейко отточены даже во время приветствия или открытия дверей очия. А походка тоже необычна: кимоно требует особо прямой осанки. Коленки у гейко полусогнуты, и пальцы ног слегка расставлены. Поэтому походка кажется со стороны семенящей, косолапой – но зато кимоно не распахивается и детали одежды не сползают. Внешняя, физическая красота не менее важна в искусстве гейши, чем её знания и умения.
Топает гейша в специальных сандалиях («окобо»), а на ногах одеты смешные на первый взгляд белые носки, на которых большой палец отсоединен от остальных – как на рукавицах. Конечно, в сандалиях высотой 10-15 см ходить очень тяжело, а ещё и учитывая вес кимоно, которое может достигать даже 15-20 кг! Неудивительно, что есть даже такая профессия – «одевальщик» гейш. Каждое кимоно, каждая деталь должны быть подогнаны, собраны, как дорогой болид, и оформлены на теле женщины. Ведь главное, к чему стремится гейша – совершенство. Совершенство во внешнем виде, в танце, в знании тонкостей чайных церемоний. Во многом о характере гейко или майко, об их жизненном статусе можно сказать по кимоно. Кимоно может почти не содержать деталей, но всё кроется в мелочах: орнаментах пошива, символах, вышитых на ткани. Символы, например, соответствуют времени года: кленовые листья в ноябре, сливы в феврале или соловьи в начале марта. Всего же в японской традиции 28 сезонов. Каждое кимоно – индивидуальной работы, это целое произведение искусства. Конечно, кимоно настоящих майко или гейко ни в какое сравнение не идут с теми, в которых сейчас популярно фотографироваться для фейсбука среди молодежи, совершающей променад по туристическим местам Киото. Стоимость кимоно может достигать нескольких тысяч (а то и десятков тысяч) долларов.
Интересна и причёска гейко: говорят, она содержит много острых предметов, чтобы девушка смогла обороняться от клиентов, которые зайдут слишком далеко. Со стороны причёска выглядит совершенной. Майко и гейко носят её по 5 дней в неделю. Это не проходит просто так: со временем макушка у гейко лысеет, из-за того, что постоянно оказывается давление на волосы. Но заметить это невозможно, если волосы собраны. Гейко и майко оставляют на шее по 2 или 3 вертикальные полосы не закрашенными пудрой, и оставляют уши открытыми. У японцев принято считать, что шея и уши – самые красивые части тела. А полоски позволяют визуально удлинить шею, сделать её более грациозной.
Вообще, до недавнего времени работа гейш была окутана тайнами и домыслами. И даже сейчас возникают двусмысленности, вызванные неверными трактовками терминов, исторических событий. Так, люди, только поверхностно знакомые с культурой Японии, могут путать гейш с куртизанками. На западе это вызвано отчасти известной книгой Артура Голдена «Мемуары гейши» (и одноименным фильмом), где много художественных домыслов автора, особенно касательно интимной жизни гейш. На самом же деле всё обстояло совсем иначе: жизнь гейш никогда не была связана с близкими отношениями с клиентами. Их задача – обеспечивать культурный досуг людей. Даже система внутри окия, домов гейш, запрещала мужчинам появляться в гостях. Конечно, богатые клиенты часто пытались «подкупить» девушек подарками, но жизнь гейко была строго регламентирована и в ней просто не было места длительным отношениям с мужчинами. Взрослая, независимая гейша при этом могла иметь семью, но она уже не жила в окия.
Сейчас туристам могут предлагать короткие чайные церемонии с участием майко или гейко, но нужно понимать, что они будут существенно отличаться от настоящей японской чайной церемонии, где всё же основным ключом будет не развлечение, а беседа, игра, культурный досуг. И, к сожалению, в арсенал знаний гейши не входит знание языков. По традиции человек может быть клиентом очая только по рекомендации: так женщины были более уверены в том, что клиент будет порядочным. Иногда это даже выливалось в семейные традиции: клиентом одного и того же чайного домика могла быть целая семья, а затем и их дети на протяжении поколений.
Сама чайная церемония («озашики» или «банкет» – то же по сути, что и название комнаты для церемоний) может начинаться с танца, продолжаться беседой на тему музыки и искусства, и заканчиваться игрой в карты. Танец отличается от балета – хотя и схож с ним тем, что требует почти таких же навыков балансировки, равновесия, какие требуются и от балерины. Движения же более размеренные, не такие резкие, как в балете. Движения в танце – это набор определенных поз («ката»), которые объединяются затем в единый сюжет. Гейко должна хорошо знать искусство икебаны, новинки литературы, уметь хорошо рисовать. Часто клиентов угощают лакомствами или ужином. В очая не готовят пищу, а заказывают в хороших ресторанах. Настоящая чайная церемония может обойтись клиенту от 500 долларов в час (это «классическая» цена не самой известной майко). Все предметы, участвующие в церемонии, словно со своей душой – сделаны вручную, с любовью. Каждая вещица имеет своё значение. Также и любые движения, жесты гейко во время церемоний, отточенные годами, имеют свой собственный смысл.
Что же, познакомившись с японской красавицей, словно сошедшей с гравюр и картин 18 века принцессой Хейян, мы попрощаемся с ней у дверей окия, пожелав ей успешной карьеры – уже в обличии гейко.
Behind the scene или как тяжело было снимать этот небольшой репортаж. Японцы очень агрессивны, на самом-то деле. Только посвященные знают об этой церемонии. Иначе было бы ещё хуже. Мне же просто повезло – говорите чаще с прохожими!
В Киото такая сцена – не редкость. Японки любят гулять в кимоно, чаще – со своими любимыми.
Иногда на улицы пускают специальных «гейш» – для съемок. Берут за это плату.
Чтобы увидеть гейш на улицах нужно либо приезжать на фестиваль Мияко Одори (апрель) – когда гейши и майко танцуют в местных театрах, и порой возвращаются домой по узким улочкам Гион Кобу. Либо приезжать на фестиваль Джидаи Матсури, в октябре. В процессии фестиваля всегда можно поймать красивый взгляд гейши.
А детишки в кимоно тоже чудесны!
Это Понтотё – квартал из одной улицы, с обилием изысканных ресторанов, чайных домиков по соседству с рекой Камо. Здесь можно потратить целое состояние за один ужин.
Самый центр Гион-Кобу – улица склонившихся над каналами и мостиками ив. Настоящий ивовый мир.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
daaa mne tak intersno nih posmotret
- ↓