Монголия. Она действительно существует!
Монголия — это страна-соседка, о которой мы не так уж много знаем, да и не сильно интересуемся. 2-недельное путешествие по северной части Монголии, включая столицу, во многом изменило отношение к ней.
Прежде всего, известно, что это — страна степей и пустынь, на которой проживают люди монголоидной расы, в основном, кочевники-скотоводы. Летом в Монголии довольно жарко (так мы думали), поэтому и люди узкоглазые. И давно, в средневековье, там правил жестокий завоеватель Чингис-хан.
Сразу же после пересечения границы с Бурятией нашему взору открылись зеленые степи, окаймленные невысокими горами, с сочной травой, пасущимися стадами домашних животных (овцы, козы, верблюды, лошади, коровы, яки) самых разных цветов. Горы разнообразные: пологие и с острыми вершинами, поросшие лиственницами, либо без деревьв, но с альпийскими лугами. По пути встречались также участки пустыни.
Монгольские степи — это большие участки земной поверхности, расположенные между горными хребтами. Трава везде эеленая, сочная, много цветов.
Вдоль трассы по направлению к Улан-Батору встречаются скульптуры будды и буддистские дацаны (монастыри).
В национальном парке Тэрелж, в живописном месте среди гор, расположен монастырь медитации «Арьявал».
Буддизм (ламаизм) был правнесен китайцами в относительно недавние сроки (17 в.), когда Монголия на протяжении 200 лет была под властью Маньчжурии. До этого основной религией являлся шаманизм. Да и сейчас монголы гордятся тем, что почти в каждой семье есть свой шаман.
Улан-Батор — современный город, быстро строящийся.
Центральная площадь — большая, просторная. Она окружена административными и офисными зданиями.
Полиция есть как конная, так и моторизированная.
При перемещении по Улан-Батору мы часто испытывали неудобство от многочасового стояния в пробках. Улицы неширокие, а автомобилей очень много (в основном, японские и корейские). Это при том, что население столицы не превышает 2 млн человек (а во всей Монголии — чуть больше 3 млн). Правила дорожного движения никто не соблюдает. Мы даже были свидетелями рукопашных схваток между водителями после различных ДТП.
Никакого озеленения улиц не существует. Также и в других, меньших городках, жители не высаживают возле домов декоративные растения и не выращивают овощи и фрукты. Это объясняется «генетическими» причинами: кочевники всегда много перемещались, и у них отсутствуют традиции и обычаи оседлых народов.
Чингиз-хан является основателем Монгольского государства, он — национальный герой, объединил в начале 13 века раздробленные княжества в целое государство. Никакой он, оказывается, не жестокий. Недалеко от Улан-Батора находится комплекс Чингиз-хана: на огромной территории огромная скульптура Чингис-хана, в основании которой — музей, а на уровне его головы — смотровая площадка.
Национальный праздник «Наадам» в июле посвящен основанию Монголии. Целую неделю автомобили ездят с государственными флагами, везде портреты Чингиз хана. Люди ходят в нарядных национальных одеждах.
Официальное открытие проходит на центральном стадионе Улан-Батора: парад военных и спортсменов, показательные выступления борцов и стрелков из лука. Кажется, вся Монголия собралась на празднике, а после этого все перемещаются на степные просторы, где проходят массовые многочасовые скачки верхом на скакунах.
В скачках существует отдельная номинация для детей 8-12 лет.
После Улан-Батора асфальт заканчивается, и начинаются не дороги, а «направления»: наезженные колеи, часто идущие параллельно друг другу, часто пересекающиеся и ответвляющиеся. Не переставали удивляться, как водители находили нужное направление в поездках, иногда продолжавшихся до 12-14 часов в сутки, иногда в полной темноте. Карты и радиопередатчики отсутствуют в принципе, мобильная связь появляется иногда. Бывало, что за день поездки не удавалось встретить ни одной человеческой души. Но зато ландшафты — очень красивы, разнообразны.
Есть реки, каньоны, водопады. В северной Монголии находится памятник культурного наследия Юнеско национальный парк «Долина реки Орхон», который включает в себя монастырь, развалины города Хара-Балгас (этот город в 8-9 вв.был столицей Уйгурского каганата), а также тюркские артефакты. Также на охраняемой территории расположен крупнейший в Монголии Орхонский водопад (высота 24 м), каьоны, родники. И это просто красивое место.
Удалось даже подняться на вершину потухшего вулкана и заглянуть в кратер.
На склонах гор — лилии и эдельвейсы.
Мы посетили 2 озера в северной Монголии. Белое озеро, действительно, имеет светлый цвет воды, очень спокойное, находится на высоте около 2 тыс.м. Там вода летом прогревается, можно купаться.
А озеро Хубсугул крупнее, очень живописное. Глубина — 238 м. Его сравнивают с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне. Но вода там очень холодная.
Современная юрта кочевника обязательно имеет атрибуты: спутниковую антенну, солнечную батарею и современный автомобиль, который перевозит хозяйство кочевника, включая разбирающуюся за полчаса юрту.
В Монголии туристов размещают в юрточных кемпингах. Это 20-30 юрт, большая юрта-ресторан и санитарный блок с современными душевыми.
Юрты довольно просторные, в них есть все необходимые удобства и в центре — печка. Вечером приходилось печь растапливать, так как ночи довольно прохладные. Да и днем жары не было, иногда моросили дожди.
Юрта-ресторан богато украшена, интерьер ее — как музей.
Питание в Монголии, в основном, мясное: говядина или баранина, бузы (манты), рис. Порции большие. Мясо всегда свежее, парное, а потому вкуснейшее.
Очень понравилось, что монголы настроены дружественно к русским, всегда стремились подойти познакомиться, поговорить. Особенный интерес мы ощущали со стороны детей. А взрослое население нелохо говорит по-русски, с благодарностью вспоминают прежние времена, когда Советский Союз оказывал большую помощь Монголии. Так и говорят: «У нас, при социализме, было...»
Современная Монголия живет за счет скотоводства: продажа мяса и шерсти, экспорт готовых шерстяных изделий. Нам удалось посетить в Улан-Баторе современное предприятие по изготовлению изделий из шерсти (пледы, одеяла, носки, джемпера и т.п.)
Другая промышленность, как и в большинстве бывших социалистических стран, разрушена и практически не развивается. Однако в районе г.Эрдэнэт сохранился «со времен социализма» горно-обогатительный комбинат (медно-молибденовая руда). Также на севере Монголии выращиваются зерновые и овощные культуры, некоторые — с применением орошения земель.
Таким образом, за время поездки мы узнали много нового и интересного из истории, культуры и современной жизни монгол. И некоторые представления о Монголии изменились.
Прежде всего, известно, что это — страна степей и пустынь, на которой проживают люди монголоидной расы, в основном, кочевники-скотоводы. Летом в Монголии довольно жарко (так мы думали), поэтому и люди узкоглазые. И давно, в средневековье, там правил жестокий завоеватель Чингис-хан.
Сразу же после пересечения границы с Бурятией нашему взору открылись зеленые степи, окаймленные невысокими горами, с сочной травой, пасущимися стадами домашних животных (овцы, козы, верблюды, лошади, коровы, яки) самых разных цветов. Горы разнообразные: пологие и с острыми вершинами, поросшие лиственницами, либо без деревьв, но с альпийскими лугами. По пути встречались также участки пустыни.
Монгольские степи — это большие участки земной поверхности, расположенные между горными хребтами. Трава везде эеленая, сочная, много цветов.
Вдоль трассы по направлению к Улан-Батору встречаются скульптуры будды и буддистские дацаны (монастыри).
В национальном парке Тэрелж, в живописном месте среди гор, расположен монастырь медитации «Арьявал».
Буддизм (ламаизм) был правнесен китайцами в относительно недавние сроки (17 в.), когда Монголия на протяжении 200 лет была под властью Маньчжурии. До этого основной религией являлся шаманизм. Да и сейчас монголы гордятся тем, что почти в каждой семье есть свой шаман.
Улан-Батор — современный город, быстро строящийся.
Центральная площадь — большая, просторная. Она окружена административными и офисными зданиями.
Полиция есть как конная, так и моторизированная.
При перемещении по Улан-Батору мы часто испытывали неудобство от многочасового стояния в пробках. Улицы неширокие, а автомобилей очень много (в основном, японские и корейские). Это при том, что население столицы не превышает 2 млн человек (а во всей Монголии — чуть больше 3 млн). Правила дорожного движения никто не соблюдает. Мы даже были свидетелями рукопашных схваток между водителями после различных ДТП.
Никакого озеленения улиц не существует. Также и в других, меньших городках, жители не высаживают возле домов декоративные растения и не выращивают овощи и фрукты. Это объясняется «генетическими» причинами: кочевники всегда много перемещались, и у них отсутствуют традиции и обычаи оседлых народов.
Чингиз-хан является основателем Монгольского государства, он — национальный герой, объединил в начале 13 века раздробленные княжества в целое государство. Никакой он, оказывается, не жестокий. Недалеко от Улан-Батора находится комплекс Чингиз-хана: на огромной территории огромная скульптура Чингис-хана, в основании которой — музей, а на уровне его головы — смотровая площадка.
Национальный праздник «Наадам» в июле посвящен основанию Монголии. Целую неделю автомобили ездят с государственными флагами, везде портреты Чингиз хана. Люди ходят в нарядных национальных одеждах.
Официальное открытие проходит на центральном стадионе Улан-Батора: парад военных и спортсменов, показательные выступления борцов и стрелков из лука. Кажется, вся Монголия собралась на празднике, а после этого все перемещаются на степные просторы, где проходят массовые многочасовые скачки верхом на скакунах.
В скачках существует отдельная номинация для детей 8-12 лет.
После Улан-Батора асфальт заканчивается, и начинаются не дороги, а «направления»: наезженные колеи, часто идущие параллельно друг другу, часто пересекающиеся и ответвляющиеся. Не переставали удивляться, как водители находили нужное направление в поездках, иногда продолжавшихся до 12-14 часов в сутки, иногда в полной темноте. Карты и радиопередатчики отсутствуют в принципе, мобильная связь появляется иногда. Бывало, что за день поездки не удавалось встретить ни одной человеческой души. Но зато ландшафты — очень красивы, разнообразны.
Есть реки, каньоны, водопады. В северной Монголии находится памятник культурного наследия Юнеско национальный парк «Долина реки Орхон», который включает в себя монастырь, развалины города Хара-Балгас (этот город в 8-9 вв.был столицей Уйгурского каганата), а также тюркские артефакты. Также на охраняемой территории расположен крупнейший в Монголии Орхонский водопад (высота 24 м), каьоны, родники. И это просто красивое место.
Удалось даже подняться на вершину потухшего вулкана и заглянуть в кратер.
На склонах гор — лилии и эдельвейсы.
Мы посетили 2 озера в северной Монголии. Белое озеро, действительно, имеет светлый цвет воды, очень спокойное, находится на высоте около 2 тыс.м. Там вода летом прогревается, можно купаться.
А озеро Хубсугул крупнее, очень живописное. Глубина — 238 м. Его сравнивают с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне. Но вода там очень холодная.
Современная юрта кочевника обязательно имеет атрибуты: спутниковую антенну, солнечную батарею и современный автомобиль, который перевозит хозяйство кочевника, включая разбирающуюся за полчаса юрту.
В Монголии туристов размещают в юрточных кемпингах. Это 20-30 юрт, большая юрта-ресторан и санитарный блок с современными душевыми.
Юрты довольно просторные, в них есть все необходимые удобства и в центре — печка. Вечером приходилось печь растапливать, так как ночи довольно прохладные. Да и днем жары не было, иногда моросили дожди.
Юрта-ресторан богато украшена, интерьер ее — как музей.
Питание в Монголии, в основном, мясное: говядина или баранина, бузы (манты), рис. Порции большие. Мясо всегда свежее, парное, а потому вкуснейшее.
Очень понравилось, что монголы настроены дружественно к русским, всегда стремились подойти познакомиться, поговорить. Особенный интерес мы ощущали со стороны детей. А взрослое население нелохо говорит по-русски, с благодарностью вспоминают прежние времена, когда Советский Союз оказывал большую помощь Монголии. Так и говорят: «У нас, при социализме, было...»
Современная Монголия живет за счет скотоводства: продажа мяса и шерсти, экспорт готовых шерстяных изделий. Нам удалось посетить в Улан-Баторе современное предприятие по изготовлению изделий из шерсти (пледы, одеяла, носки, джемпера и т.п.)
Другая промышленность, как и в большинстве бывших социалистических стран, разрушена и практически не развивается. Однако в районе г.Эрдэнэт сохранился «со времен социализма» горно-обогатительный комбинат (медно-молибденовая руда). Также на севере Монголии выращиваются зерновые и овощные культуры, некоторые — с применением орошения земель.
Таким образом, за время поездки мы узнали много нового и интересного из истории, культуры и современной жизни монгол. И некоторые представления о Монголии изменились.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
очень красивые ландшафты.веет умиротворением. очень приятно было посмотреть и почитать
- ↓
+1
Монголия очень схожа с KZ, только люди там любят свою землю и ценят, не засирают как казахстанцы все вокруг.Иногда очень стыдно возить западных гостей по достопримечательностям таких как «Тамгалы-тас» на реке «Или»(еще известна тем, что там переходил Чингисхан), берега засраны в прямом смысле слова.Кстати, на «Байкале» видел тоже самое.
- ↓