Где живут оленеводы, или Зарисовки из тундры

Жизнь чукчей в тундре не меняется столетиями. Как и тысячу лет назад, чукчи ставят юрты и используют упряжки с собаками. Летом время здесь может показаться даже интересным, но зимой суровый климат тундры делает жизнь оленеводов очень сложной.


Олени пасутся круглый год – поэтому смена места и переезд на новое пастбище происходит регулярно. От сезона ничего не зависит, зимой точно также нужно сниматься с места и менять стоянку.



Каждое племя истарается придерживаться своей области, поскольку всегда можно случайно зайти на территорию другого стада. Если на стоянке корма не будет – оленям будет сложно сделать новый переход. Они будут голодать.
Поэтому на разведку местности сначала отправляется следопыт. Если пастбище подходящее, происходит миграция.
В конечном счете каждый год представляет собой 2 больших путешествия. Осенью чукчи движутся с севера на юг, а весной, с приходом тепла, снова возвращаются на север.
« 30 удивительных и откровенно шокирующих...
Райские пляжи Андаманского моря »
  • +10

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Это снято на полуострове Гыдан (там Антипаюта). Я несколько раз был с геологами в 70-е на Ямале и Гыдане, правда, летом. Мы у ненцев меняли ящик сухарей на тушу оленя. Оленя они душили, так как при этом кровь не вытекает. Клали тушу на спину Разрезали живот, доставали желудок (автор сказал что-то непонятное про кровь предков, текущую в желудке — видимо в жилах), содержимое(полупереваренный мох) выворачивали на землю, а потом туда ладонями черпали от живота стёкшую туда кровь — в желудке она не сворачивается. Кровь, как и сырое мясо и ливер (печень, почки, сердце), а также сырую рыбу они едят, иначе у них была бы цинга -витаминов-то нет.Печень и почки я проболвал, а кровь не пил. Рыба там самая вкусная из мне известных, включая осетровых ( кстати, там водятся и осетры). Это рыба семейтва сиговых: муксун, щокур (на Енисее чир), пыжьян (ещё одну забыл название), и, кроме этого -НЕЛЬМА (возили зимой на царский стол). На одном озере была кумжа (из кетовых).Щуку за рыбу там никто не считает — сорная, попавшуюся в сети мы выкидывали чайкам (по-местному холей). В реках был ещё налим (брали только печёнку) и селедка (несолёная). А ещё мы меняли у них шкуры пешки (пыжик) и песца на горячительные напитки.За песца отдавали 1-2 бутылки спирта. Подозреваю, что сейчас там всё порушено ГАЗОВИКАМИ И НЕФТЯННИКАМИ.