По местам знаменитых убийств: 10 зловещих адресов Северной столицы

Санкт-Петербург — это не только белые ночи, очарование проспектов, великолепие архитектуры и утончённый аристократизм. Прогуляемся по уголкам Северной столицы, с которыми связаны мрачные истории.

Троицкая площадь на Петроградской стороне

Здесь в начале XVIII века совершались публичные казни. В частности, на площади обезглавили любовника императрицы Екатерины I камергера Виллима Монса. Формально молодого человека уличили во взяточничестве, но при дворе шептались, что Монс стал жертвой ревности императора. Гнев Петра пал не только на самого камергера, но также на его сестру Матрену. Ее, после битья кнутом и батогами, сослали в Тобольск. Не исключено, что Монсам аукнулись похождения их старшей сестры, которая в юности была возлюбленной царя, но изменила ему с саксонским посланником Кенигсеком.

Михайловский замок

Здесь 11 марта 1801 года жестоко убили императора Павла I. Нелюбимый сын Екатерины II был, конечно, самодуром и неврастеником, однако ныне известно, что заговор против него щедро спонсировало английское посольство. Накануне царь расторг союз с Англией и замыслил совместный с Наполеоном поход на Индию, жемчужину Британской империи. Услышав шум и крики в коридорах дворца, где мятежники расправлялись с охраной, Павел спрятался за портьерой, но был все же найден. Отказавшись подписать отречение в пользу сына, царь вынес себе смертный приговор. Его забили золотой табакеркой по голове и для верности придушили шарфом.

Храм Спаса на Крови

По легенде, молодому Царю-Освободителю Александру II гадалка предсказала, что он будет велик и славен, но умрет в красных сапогах. Пророчество, если оно действительно было, исполнилось 1 марта 1881 года. На набережной тогда еще Екатерининского канала боевик-народоволец Николай Рысаков бросил в царскую карету бомбу. Взрывом убило несколько сопровождавших государя казаков и прохожих, но сам Александр не пострадал. Взволнованный царь вышел из кареты и стал оказывать помощь раненым: в этот момент рядом с Александром оказался второй террорист, Игнатий Гриневицкий. Остановить его не успели, бомба упала на мостовую, взрывом Александру оторвало ноги, и спустя несколько часов он скончался в Зимнем дворце. В царствование его сына Александра III на месте покушения возвели храм Воскресения Христова, который в народе прозвали храмом Спаса на Крови.

Площадь Искусств, 4

Около этого дома произошло одно из самых громких политических убийств XIX века. Утром 4 августа 1878 года двое мужчин поравнялись с шефом жандармов Николаем Мезенцовым, возвращавшимся домой из часовни у Гостиного двора. Неожиданно один из них ударил Мезенцова стилетом в живот и вместе со своим спутником быстро вскочил в экипаж, стоявший поблизости. Через несколько секунд повозка скрылась из виду. Убийцей жандармского начальника оказался Сергей Степняк-Кравчинский, знаменитый революционер-народник, который впоследствии стал прототипом главного героя романа Этель Лилиан Войнич «Овод». Опытный террорист умело выбрал место для покушения: в доме 4 на Михайловской площади тогда располагалась кондитерская Кочкурова, которая открывалась очень рано, и злоумышленники могли поставить там свой экипаж, не вызывая подозрений.

Варшавский вокзал

Напротив здания вокзала 28 июля 1904 года эсер Егор Созонов бросил бомбу в карету министра внутренних дел Вячеслава Плеве. Министр погиб на месте, сам террорист получил увечья при взрыве, но выжил и предстал перед судом, который приговорил его к 25-летней каторге. В своих воспоминаниях Созонов писал, что находясь в больнице и не зная исход покушения, он молился о гибели своей жертвы.

Новгородская улица, 14

Здесь разыгралась любовная трагедия, потрясшая всю Россию. 19 июня 1890 года корнет Александр Бартенев застрелил свою возлюбленную, знаменитую артистку императорского Варшавского театра Марию Висневскую. Сначала считалось, что Бартенев был ослеплен ревностью, однако защитник корнета адвокат Федор Плевако доказал, что это не так. Молодые были влюблены, но семейство Барненева решительно воспротивилось браку наследника с полькой (к тому же еще и актрисой). Висневская предложила корнету двойное самоубийство в духе Ромео и Джульетты. Сначала он должен был убить ее, а потом и себя. Однако, застрелив возлюбленную, Бартенев впал в невменяемое состояние и не смог покончить с собой. Под впечатлением от блестящей речи Плевако по этому делу Александр III смягчил назначенное судом наказание, а Иван Бунин впоследствии написал по мотивам этих событий рассказ «Дело корнета Елагина».

Парк Лесотехнической академии

Всем известна дуэль Пушкина и Дантеса, однако для современников столь же знаменитым поединком был тот, что состоялся между флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым и поручиком Семеновского полка Константином Черновым 14 сентября 1825 года. Новосильцев, наследник огромного состояния, обесчестил сестру Чернова. Он обещал жениться, но его своенравная мать не хотела родниться с бедным дворянским семейством. Под влиянием графини сын отказался от своего предложения. Оскорбленный Чернов вступился за сестру и вызвал Новосильцева на дуэль. Причем вид поединка, который он избрал, практически гарантировал смерть обоим: дуэлянты стрелялись с трех шагов. Так и случилось: для обоих суд чести обернулся смертельным ранением. В 1988 году на месте их дуэли поставили памятный знак.

Академия художеств

В 1772 году на чердаке (или в одном из помещений) храма искусств повесился директор Академии архитектор Александр Филиппович Кокоринов, который, собственно, и спроектировал (совместно с Жаном-Батистом Валлен-Деламотом) это величественное здание. Кокоринова затравили недоброжелатели, обвиняя в растрате государственных средств. Не в силах противостоять наветам, он свел счеты с жизнью. Впоследствии комиссия, назначенная расследовать дело о растрате бюджета, подтвердила полную невиновность архитектора. Справедливости ради отметим, что последние дни Кокоринова плохо документированы: есть версия, что самоубийство — миф и на самом деле он умер от водянки.

Лиговский проспект, 102

По этому адресу располагалась «малина» одного из самых жестоких городских бандитов 1910-1920-х Ивана Белова по кличке Белка. Его банда громко заявила о себе после революции. Выдавая себя за сотрудников ЧК, преступники врывались в квартиры горожан и забирали себе все ценности, убивая хозяев при малейшем сопротивлении. За Белкой долгое время охотился сыщик уголовного розыска Иван Бодунов, которого впоследствии увековечил Алексей Герман под именем Ивана Лапшина в знаменитом фильме «Мой друг Иван Лапшин». Перевоплотившись в урку, Бодунов неделями шлялся по притонам, надеясь услышать вести о матером рецидивисте. И наконец ему удалось узнать адрес, по которому скрывался Белов. Однако банда оказалась начеку. Штурм квартиры обернулся настоящим уличным боем. В нем погибли не только Белка, его жена и более десяти членов шайки, но и несколько милиционеров.

Юсуповский дворец

В ночь на 17 декабря 1916 года князь Феликс Юсупов и его единомышленники, политик Владимир Пуришкевич и великий князь Дмитрий Павлович, предприняли здесь попытку убийства Григория Распутина. В организации покушения также участвовал школьный друг Юсупова, агент британской разведки Ми-6 Освальд Райнер. Поскольку Распутин склонял царя к выходу из Первой мировой войны и сепаратному миру с Германией, Британия решила устранить опасного советчика из окружения Николая II. Распутина накормили отравленными пирожными, но это не помогло: друг царской семьи пытался бежать и был застрелен во дворе (скорее всего, именно Райнером). Потом его тело отвезли на Неву и недалеко от Каменного острова сбросили в прорубь.
« Топ-10 самых красивых городов России
Исчезающий мир русской деревни »
  • +26

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-1
Странная и однобокая подборка какая-то… где про убийство Кирова? А где про УБИЙСТВО Тани Савичевой и ещё многих тысяч «блокадников»?? Не говоря уж о том, что Питер сам по себе сплошь место убийства, поскольку стоит на костях УБИТЫХ Петром строителей, насильно загнанных в болота царской прихоти ради…